Классификация нарушений речи
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Классификация нарушений речи
Клиническая классификация (в основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности)
Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.
Нарушения письменной речи:
Дислексия – нарушение чтения, проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.
Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения.
Психолого-педагогическая классификация (учитывает степень нарушения языковых средств общения в процессе речевой коммуникации)
1 группа:
- фонетическое недоразвитие;
- фонетико-фонематическое недоразвитие;
- общее недоразвитие речи (ОНР).
2 группа:
-заикание.
Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.
Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация нарушений речи
Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей исто...
Классификация нарушений речи.
Консультация для родителей...

Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация
У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...
Классификация нарушений речи.
Часто родители задают вопросы о нарушениях речи у детей. Остановимся на основных видах речевых нарушений. И что означают эти диагнозы. В настоящее время существуют две классификации речевых ...

КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Клиническая классификация (психолого-педагогические критерии). В неё входят:Нарушения по формам речи;Нарушения по видам речевой деятельности;Нарушения по поражению звена порождения или восприятия...

Понятие "Тяжелое нарушение речи" и основные подходы к классификации
Речевые нарушения у детей – это большая группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики ребенка дошкольного возраста и влекут з...
Клинико- педагогическая классификация нарушений речи
Клинико- педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но ведущая роль отводится психолого- лингвистическим критериям....