Классификация нарушений речи.
статья по коррекционной педагогике

Часто родители задают вопросы о нарушениях речи у детей. Остановимся на основных видах речевых нарушений. И что означают эти диагнозы. В настоящее время существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_narusheniy_rechi.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация нарушений речи.

Часто родители задают вопросы о нарушениях речи у детей.

Остановимся на основных видах речевых нарушений. И что означают эти диагнозы.

В настоящее время существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект, но в отличие от клинической классификации, выделяемые виды нарушений не привязаны строго к формам заболеваний.

Остановимся на клинико-педагогической классификации.

Виды нарушений, в данной классификации, опираются на психо-лингвистические критерии. Делятся на две группы, нарушения устной и письменной речи.

Нарушения устной речи делятся на два типа:

Фонационного (внешнего) оформления высказывания, нарушения произносительной стороны речи. Они различны в  зависимости от нарушенного звена: голосообразования, темпо-ритмического, интонационно-мелодического, звукового произносительного нарушения.

Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системное, полиморфное нарушение речи.

Расстройства речи могут наблюдаться изолированно или в различных сочетаниях. В зависимости от этого в логопедии выделяют основные виды нарушений, для которых существуют термины:

  1. Дисфония.
  2. Брадилалия.
  3. Тахилалия.
  4. Заикание.
  5. Дислалия.
  6. Ринолалия.
  7. Дизартрия.

  1. Дисфония. Афония.

Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Дисфония, нарушение силы, высоты, тембра голоса. Афония, отсутствие фонации.  Нарушения обусловлены, органическим или функциональным расстройством, голосообразующего механизма центральной или периферической систем.

Диагнозы, обусловленные нарушением артикуляционной программы, являются центрально обусловленными, могут быть органическими и функциональными.

  1. Брадилалия – патологически замедленный темп речи
  2. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Используются специалистами, как самостоятельные нарушения речи, термины: баттаризм, парафразия, потерн.
  3. Заикание – нарушение темпово-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата.

  1. Дислалия – нарушение звукопроизношения пери нормальном слухе и сохранности речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

  1. Ринолалия (Палатолалия) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В отечественной логопедии к ринолалии  относят  дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, другими грубыми анатомическими нарушениями речевого аппарата.

  1. Дизартирия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания: алалия, афазия.

  1. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи в результате поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

  1. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга, распад, утрата речи.

Нарушения письменной речи

  1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого – педагогическая классификация нарушения речи.

Создана на основе лингвистических, психологических критериев, учитывая структурные компоненты речевой системы – звуковая сторона, грамматический строй речи, словарный запас. Функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности: устной, письменной.

  1. Нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

А) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В) Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящейся к звуковой и смысловой стороне.

  1. Нарушения в применении средств общения, в т. ч. заикание.

При любых видах речевых нарушений у детей, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу, логопеду. К невропатологу,  для консультации по медицинскому обследованию  ребенка, и при необходимости его лечения. К логопеду за консультацией, по диагностике и определения образовательного маршрута  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Классификация нарушений речи

      Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей исто...

Классификация нарушений речи.

Консультация для родителей...

Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация

У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...

КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Клиническая классификация (психолого-педагогические критерии). В неё входят:Нарушения по формам речи;Нарушения по видам речевой деятельности;Нарушения по поражению звена порождения или восприятия...

Понятие "Тяжелое нарушение речи" и основные подходы к классификации

Речевые нарушения у детей – это большая группа расстройств работы речевого аппарата, которые оказывают крайне негативное влияние на общее развитие психики ребенка дошкольного возраста и влекут з...

Клинико- педагогическая классификация нарушений речи

Клинико- педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но ведущая роль отводится психолого- лингвистическим критериям....