Конспект занятия по лексической теме "Игрушки" для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения (УО)
методическая разработка по логопедии

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению материала лексической темы "Игрушки" для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Рассчитано на мало говроящих детей, которые могут повторять слова (звукоподражания) за педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_igrushki.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект  коррекционного логопедического занятия малой подгруппой на тему «Игрушки»

по образовательным областям  

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

 для детей 5-7 лет с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями

(умственной отсталостью))

 с использованием: технологии интегрированного обучения,

игровой технологии, здоровьесберегающей технологии
(учет индивидуальных особенностей детей, релаксация)

Учитель-логопед:

Толстоносова Светлана Анатольевна

Санкт-Петербург

2022

Цель: обобщить полученные знания по теме «Игрушки» для развития  детской познавательной активности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Обогащать и активизировать словарь по лексической теме.

2. Учить детей играть в игрушки в группе.

3. Подводить детей к умению играть рядом, играть вместе.

Коррекционно-развивающие:

1. Побуждать детей фиксировать взгляд на звучащих, двигающихся игрушках. 

2. Создавать условия для речевого развития детей:

- активировать слуховое восприятие речи через повторение слов, связанных с предметами, к которым привлечено внимание детей;

- побуждать детей к выполнению речевых инструкций, подкрепленных жестом, общим с ребенком действием или наглядным показом;

- активизация словаря путем произнесения (повторения) лепетных слов.

3. Развивать у детей мышление:

- закреплять представления о назначении предметов, имеющих фиксированное назначение и действиях с ними;

- подводить к пониманию проблемной практической ситуации «Починить машинки».

4. Развивать зрительное внимание, зрительную память.

Коррекционно-воспитательные:

1. Способствовать созданию условий для психологического и эмоционального благополучия детей.

2. Приучать детей заниматься в малой подгруппе.

Предварительная работа:  

Материалы и оборудование:

Детский стол,  стулья, кукла, корзинка, заводная машинка, игра-стучалка, колокольчики – 2 шт разных размеров, ширма, вырезанные заготовки машинок из белого картона с контурами частей машинки, части машинок, вырезанные из цветного картона для наклеивания с двусторонним скотчем с обратной стороны.

Пояснительная записка: В занятии принимают участие не говорящие дети 5 -7 лет с умеренными (тяжелыми) интеллектуальными нарушениями, что объясняет особенности структуры и организации занятия, его содержание и особые приемы работы с детьми.

Занятие проводят двое взрослых. Педагоги оказывают детям индивидуальную дозированную помощь, вид и объем которой определяется в зависимости от возможностей каждого ребенка и сиюминутной ситуации.

Неговорящие дети не могут давать развернутые ответы на открытые вопросы. Умение невербально отвечать на закрытые вопросы ситуативно. Присутствуют звукоподражания, активизация которых активно используется на занятии.

Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Первая часть занятия включает знакомые детям задания. Педагоги побуждают детей к выполнению заданий при помощи речевых инструкций, подкрепленных жестом, общим с ребенком действием или наглядным показом.


Примерный ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент. 
Учитель-логопед звонит в большой колокольчик  и говорит:
- Динь-динь-динь звенит опять, с вами будем мы играть.
Логопед вкладывает в руку детям колокольчик, при необходимости помогает детям позвонить в колокольчик,  сопровождает деятельность словами: «В колокольчик позвони, куклу Лялю позови», «Динь-динь-динь звенит звонок, скоро Ляля к нам придет». Какое у нас радостное настроение!

Дети концентрируют внимание на педагоге, следят глазами за колокольчиком.
Дети звонят в колокольчик.

Мотивация.
К нам сегодня в гости придут игрушки! Давайте играть!


Дети слушают.

1. Задание «Звукоподражания»
Учитель-логопед берет в руки куклу и говорит: 
- Дети, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Ляля снимает покрывало с корзинки, в которой находятся игрушки (заводная машинка, маленький колокольчик, стучалка)

- Возьми игрушку!

Каждому ребенку по очереди предлагается выбор игрушки.
- Ибрагим, ты умеешь заводить машинку?

- Это машина, какие звуки она издает?

- Повторим вместе (или по очереди).

- Ерванд, а как нужно играть в твою игрушку?

- Как мы стучим?

- Повторим вместе (или по очереди).

- Ян, как будем играть с твоей игрушкой?

- Колокольчик звенит динь-динь! Повторим.

За каждое выполненное задание учитель-логопед дает в награду «фишки» - колесики.

Учитель-логопед собирает игрушки, оставляет на столе только маленький колокольчик.

- Ляля!

Каждый ребенок по очереди выбирает игрушку.

- Да!

Ребенок заводит машинку, все смотрят, как она едет.

- Би-би!

Все вместе «би-би»

У Ерванда стучалка, он стучит.

- Тук-тук.

Все вместе «тук-тук».

Ребенок звонит в колокольчик.

Дети по очереди повторяют «динь-динь».

2. Задание «Большой-маленький».
Учитель-логопед достает большой колокольчик и ставит на стол.
- Послушайте, так звенит большой колокольчик (звенит) «бом-бом». Повторите.

-А так – маленький (звенит) «динь-динь». Повторите.

- Отгадайте, какой колокольчик звенел.
Учитель-логопед прячет за ширму колокольчики и звенит ими в произвольном порядке.

Учитель-логопед за выполненное задание дает «фишки»-колесики.

Дети внимательно слушают. Повторяют.


Дети угадывают, какой колокольчик звенел, по возможности пытаются повторить звукоподражания.

 3. Физкультминутка.

Кукла Ляля вместе с вами

Отдыхала на диване,

Надоело отдыхать,

Захотела поиграть.

Ляля хлопнула в ладошки.

Поиграем с ней немножко:

Ножкой топ-топ-топ –

Шарики-фонарики,

Ножкой топ-топ-топ –

Прыгаем как мячики.

Ручки хло-па-ют,

Ножки то-па-ют,

Покружись, покружись,

По местам своим садись.

Учитель-логопед за выполненное задание дает «фишки»-колесики



Внимательно слушают.

Хлопают.

Повторяют движения за куклой, соответствующие стихотворению.

4. Развитие зрительного внимания и памяти.
Учитель-логопед говорит:
- Ребята, посмотрите, на столе лежат все наши игрушки: машинка, колокольчик, кукла, стучалка. Запомните, на каких местах они лежат.
-
Сейчас я поменяю местами игрушки, а вы вернет их на свои места. (Игра «Что изменилось?» с использованием ширмы.

Учитель-логопед за выполненное задание дает «фишки»-колесики.

Смотрят на стол, запоминают, что где лежит.

Дети ставят игрушки на свои места по очереди.

По возможности оречевляем названия игрушек.

5. Продуктивная деятельность. Аппликация. «Изготовление игрушки»

Проблематизация

Учитель-логопед показывает на картонную заготовку и говорит:

- Ляля собралась увозить игрушки в группу, а у машины чего то не хватает. Как Ляле помочь?

Подвести детей к пониманию, что их фишки – колеса нужно приклеить к заготовке.

У нас есть фишки – колеса. Это части машины. Их нужно наклеить на шаблон, чтобы машинка поехла.

- Ребята, садитесь за стол, давайте починим машинки.

Реализация плана

Воспитатель кладет перед каждым ребенком заготовку из картона с наклеенными частями машинки без колес.

- Где колесо? Поставьте палец на середину. Возьмем круглую фишку.

- Вот тебе картинка положи на серединку.

- Давайте приклеим колеса.

Педагоги помогают  детям наклеить картинки.

Воспитатель говорит:

- Теперь ваши машинки могут ехать?  Ерванд (Ибрагим, Ян) покажи свою игрушку. (Подходит к каждому ребенку и рассматривает его машинку)

Дети слушают, эмоционально реагируют на слова педагога.

Дети садятся за стол, на котором всё готово для аппликации

Дети: с помощью педагогов выполняют задания

6. Задание. «Подведение итогов»

Учитель-логопед говорит:

  • Ляля говорит вам «Спасибо!»! Вы помогли довезти ей игрушки в группу.
  • Хотите мы ваши машинки повесим на доску?

Учитель – логопед приглашает детей, чтобы повесить на доску аппликации машинок.

В процессе вывешивания машинок на магнитную доску логопед повторяет:

- Одна машинка, вторая машинка…

Была одна машинка, а стало много машинок. У всех машинки целые, с колесами! Вот как мы научились играть в игрушки!

Дети вывешивают свои поделки на доску достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями "Будка для собаки"

Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Напралено на умение развличать геометрические фигуры, работать со схемой, формиро...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект занятия по лексической теме «Одежда» (на примере работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями)

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить названия одежды и отдельные её детали;- закрепить согласование существ...

Конспект по образовательной области физическая культура Формирование основных видов движений у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью), Возраст обучающихся от 4 до 8 лет

Конспект занятия  образовательной области физическая культураФормирование основных видов движений у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью),Возраст обучающихся от ...