2022 год . Конференция «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Штырева Ульяна Сергеевна

«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto.docx25.82 КБ
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitatelya_wecompress.com_.pptx241.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края , ул. Советская,43

Доклад на тему: «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».

Учитель - логопед:

 Штырева Ульяна Сергеевна

2022

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка.

В последнее время в дошкольных  учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В условиях  ДОУ очень важно взаимодействие со всеми специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, воспитателями, музыкальным руководителем,  для скорейшего устранения речевого нарушения.

Залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

2 слайд

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: 

  1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  2. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого детского сада. Это связано с тем, что логопед подстраивается под образовательный процесс, а не идет параллельно с ним, как это принято в речевых детских садах. Работа строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.

3 слайд

Основными задачами учителя – логопеда являются:

  • Формирование и развитие фонематического слуха у детей с НР
  • Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения
  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития
  • Привитие детям коммуникативных навыков
  • Решение задач социального и речевого развития

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.

Также необходимо помнить, что ребенок должен посетить все занятия дошкольного учреждения.

Таким образом,  возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателем. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

4 слайд

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Воспитатель  группы, которую посещают дети с нарушением речи необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать правильных ответов, правильной артикуляции.

Воспитатель должен создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

5 слайд

Воспитатель, не должен:

  • Торопить ребёнка с ответом
  • Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи
  • Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками
  • Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются обще-дидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

6 слайд

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а, следовательно, использования этих знаний в своей работе.

7 слай

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
  • Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.
  • Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям 
  • Выступление на педсоветах и родительских собраниях
  • Консультации, семинары – практикумы, мастер – классы.
  • Речевые уголки в группах
  • Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. 
  • Индивидуальное консультирование педагогов
  • Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов.

Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на коррекционные занятия, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).

8 слайд

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

  1. учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;
  2. воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико–грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

9 слайд

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И  самое  главное  условие  во  взаимодействии  всех  участников  коррекционного процесса  –  создать  для  воспитанников  с  нарушениями  устной  речи  единое коррекционно-образовательное  пространство,  когда  над  их  речью  работает  коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края Тема: «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ». Учитель – логопед: Штырева Ульяна Сергеевна

Слайд 2

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Слайд 3

Основными задачами учителя – логопеда являются : Формирование и развитие фонематического слуха у детей с НР Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития Привитие детям коммуникативных навыков Решение задач социального и речевого развития

Слайд 4

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитателю группы, которую посещают дети с нарушением речи необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать правильных ответов, правильной артикуляции.

Слайд 5

Воспитатель, не должен: Торопить ребёнка с ответом Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить

Слайд 6

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, следовательно, использования этих знаний в своей работе.

Слайд 7

Консультации, семинары- практикумы, мастер-классы Выступления на педсоветах; родительских собраниях Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей : Индивидуальное консультирование педагогов Речевые уголки в группах Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда Совместные развлечения, праздники

Слайд 8

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом: учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями; воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы. таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Слайд 9

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И самое главное условие во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – создать для воспитанников с нарушениями устной речи единое коррекционно-образовательное пространство, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы составлена на основе разработок О.И.Крупенчук. Данная форма заполнения опробирована, очень удобна в работе и по...

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»

В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования"  представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А так...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и родителей в современных условиях"

В статье излагается информация из опыта работы логопеда с родителями в дистанционном формате в условиях борьбы с короновирусом...

статья "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях"

В статье "Дистанционное взаимодействие учителя - логопеда и семьи в современных условиях" рассказывается о новой форме работы с родителями при помощи современных IT технологий....

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя – как условие формирования предметно – развивающей среды

Материал об актуальности взаимодействия в работе логопеда с воспитателем...

« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции...