Логокубики» - методическое пособие (на основе авторского дидактического материала автор Казаковой Е.В.), адаптированное с учётом психо- речевого развития детей 5-6 лет, группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Радченко Елена Анатольевна

Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на автоматизацию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза, коррекцию лексико - грамматического строя речи, развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logokubiki.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 146

(МБДОУ г.Иркутска детский сад №146 г.)

КПП 381201001, ИНН 3812009370, 0ГРН 1023801755328

664033, г.Иркутск, ул. Лермонтова, 265 А, тел. 42-76-13, detsad146@mail.ru

Согласовано                                                                             Утверждено                                                                                          

Педагогическим советом                                                        Заведующим МБДОУ № 146                                                                

Протокол №__от_______                                                        ____________ Т.Г.

                                                                             

Методическая разработка

«Логокубики» - методическое пособие (на основе авторского дидактического материала автор Казаковой Е.В.), адаптированное с учётом психо- речевого развития детей 5-6 лет, группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Разработала:

Учитель-логопед                                                                                                                                                                                 Радченко Елена Анатольевна.

2020 г.

г. Иркутск

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержательный компонент
  3. Технологический компонент
  4. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики
  5. Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков
  6. Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков
  7. Игры, направленные на формирование фонематического восприятия
  8. Игры, направленные на развитие связной речи

Методическая разработка «Логокубики» - методическое пособие (на основе авторского дидактического материала автор Казаковой Е.В.), адаптированное с учётом психо- речевого развития детей 5-6 лет, группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.  

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на автоматизацию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза, коррекцию лексико - грамматического строя речи, развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в логопедической группе.

Содержательный компонент.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития, поэтому логопеду необходимо широко использовать игры и игровые приемы в коррекционной работе. При этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а также следует учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами, например, как повышенная раздражительность, возбудимость, неустойчивость внимания, замкнутость и т.п.

Дидактическая игра на логопедических занятиях – одна из форм обучающего воздействия педагога на ребенка с учетом вида его основной деятельности. Она реализует две цели: обучающую, которую преследует педагог и игровую, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти два цели дополняли друг друга.

В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала. И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр, способствующих созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения, активизации внимания, снятию психологического и физического напряжения, обеспечению восприятия нового материала. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувство взаимопонимания между взрослым и ребенком, коррекция речевых нарушений происходит более успешно.

 В основу  методической разработки  «Логокубики» легла систематизация дидактических игр и игровых приемов с использованием игрового дидактического пособия «Кубики» (автор Казакова Е.В.), адаптированная с учётом психо - речевого развития детей групп компенсирующей направленности. За счет наглядной привлекательности обучение происходит непроизвольно, дети с удовольствием занимаются и играют.

Методическая разработка апробирована в двух вариантах: для детей группы компенсирующего первого года обучения (5-6 лет) и детей второго года обучения (6-7 лет). Данная разработка предусматривает игры для 5-6 летних детей.

Дети первого года обучения характеризуются низким речевым развитием. Игры для них направлены на формирование всех компонентов речи, предъявляются облегченные задания, слова более простой слоговой структуры. Игры проводятся после специального обучения.

Описание пособия. Пособие «Кубики» включает в себя четыре мягко набивных крупных разноцветных кубиков (красный, синий, зеленый, желтый) с прозрачными кармашками на гранях, карточки с картинками на основные автоматизируемые звуки, поля для игр.

 Дополнительно используем не входящие в пособие карточки - символы звуков (по Ткаченко), картинки для артикуляционной гимнастики, карточки с цифрами и точками, картинки из лото на  звуки раннего онтогенеза, однотонные цветные карточки.

В игре участвует от одного (индивидуальное занятие) до четырех (подгрупповое занятие) детей. Во всех играх логопед следит за правильным звукопроизношением у ребенка отрабатываемого звука.

Технологический компонент.

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.

1. Логопед подбирает и вставляет в кармашки кубиков карточки – символы упражнений для артикуляционной гимнастики. Ребенок бросает кубик, выполняет то упражнение, которое оказалось на верхней грани кубика.

2. Логопед вставляет в кармашки кубиков карточки – символы гласных звуков (по Ткаченко). Ребенок ловит кубик, произносит звук, оказавшийся на верхней грани, четко артикулирует данный звук губами (у-губы трубочкой вытянуты вперед, и-широкая улыбка и т. д.).

Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков.

  1. «Чего не стало?»

Логопед раскладывает перед детьми  карточки с автоматизируемым звуком, дети несколько раз называют их с установкой на запоминание, затем логопед убирает одну карточку, дети должны угадать, чего не стало. Выигрывает, кто первый угадает.

 Усложненные варианты: а) логопед убирает две-три карточки;  

                                           б) карточки вставляются в кубик.                                                                                                                                                                                              

  1. «Что изменилось?» Правила как в первой игре, только логопед меняет карточки местами.

     3. «Не ошибись!»  Логопед вставляет в один кубик карточки с точками или цифрами, в другой – карточки с картинками – предметами, дети бросают сначала один кубик, затем другой и произносят выпавшее слово столько раз, сколько точек выпало.

Игры, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи.

  1. «4 лишний». Логопед вставляет в кубики карточки, выстраивает их в нужной последовательности, сообщает, что здесь один предмет лишний, затем просит ребенка назвать все картинки, выбрать лишний предмет  назвать его и объяснить, почему он считает его лишним.
  2. «Жадина». Логопед вставляет в кубики карточки необходимые для этой игры, ребенок ловит кубик и говорит, что этот предмет принадлежит ему.
  3. «Угадайка». Логопед раздает детям пустые кубики, на столе раскладывает карточки, описывает любой предмет, изображенный на карточках, первый угадавший ребенок забирает карточку себе и описывает следующее слово,
  4. «Найди пару». Логопед вставляет в кубики карточки необходимые для этой игры, предлагает ребенку найти пару к каждой картинке. Ребенок находит две картинки, относящиеся к одному признаку и даёт объяснение
  5. «Скажи наоборот». Логопед вставляет в кубики карточки со словами, которые могут иметь противоположное значение, дети отыскивают эти слова (лимон кислый, яблоко сладкое, стул твердый, кресло мягкое и т.д.)
  6. «Подбери по цвету». Логопед раздает детям кубики с вставленной в кармашек цветной однотонной карточкой, дети заполняют остальные кармашки кубика карточками с кратинками, подходящими по цвету и называют словосочетания.
  7. «У гномика». Логопед вставляет картинки в кубик и называет предмет, который изображен. Задача ребенка назвать его уменьшительную форму.

 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия.

  1. «Кто быстрее». Логопед на столе раскладывает карточки с заданным звуком, раздает детям по кубику, дети должны вставить в кубик карточки со словами, начинающимися на этот звук.  Кто справится быстрее и не ошибется, тот победил.
  2. «4 лишний». Ребенку предлагаются три карточки со словами, начинающимися на один звук и одна на другой, ребенок должен назвать все слова и найти лишнее слово. Перед игрой логопед объясняет правила.

 Игры, направленные на развитие связной речи.

  1. «Составь предложение». Логопед вставляет карточки с картинками в кубик, дети по очереди бросают кубик и составляют предложение с выпавшим словом.
  2. Дополни предложение. Логопед вставляет карточки с картинками в кубики, кубики раздает детям. Логопед начинает предложение, ребенок находит подходящее слово и заканчивает им предложение. Затем ребенок проговаривает все предложение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект тематической развивающей прогулки для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Осень золотая в гости к нам пришла»

Цели:1.Образовательные:Закреплять знания детей о признаках осени, назвать народные приметы осени.  Подчеркнуть красоту осенней природы, разнообразие красок. Расширение и углубление знан...

Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)

Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц  нашей Белгородской области....