Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет «В поисках бабушкиных книг»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Конспект занятия по речевому развитию для детей с ТНР 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx12.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по речевому развитию

для детей группы компенсирующей направленности

с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет

«В поисках бабушкиных книг»

Цель: Коррекция  речевых расстройств у  детей с тяжелыми нарушениями речи через включение в образовательный процесс упражнений на степ-платформе.

Задачи

Образовательные:

- Формировать умения детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; согласовать существительние с числительными;

 - Продолжать учить детей с помощью загадок узнавать знакомые  русские народные сказки и их героев.

Развивающие:

-Развивать ориентировку в собственном теле, умение детей согласовывать свои движения с движениями других детей при выполнении определенных упражнений;

-Развивать чувство ритма, координацию движений;  

-Продолжать развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, слуховое внимание;

-Развивать выразительность речи, силу голоса; зрительное внимание, восприятие, память.
Воспитательные:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества.

 

Предварительная работа.  Чтение сказок, беседа о героях сказок, их описание, обсуждение поступков героев, заучивание чистоговорок,  разучивание комплекса упражнений на степах.

Оборудование и материалы: телевизор,  ноутбук, подушки, книги, степ-платформы, сундук,  картинки-паззлы по сказкам «Три медведя»,  волшебный мешок, конверты, замок с ключом, палочки деревянные с изображениями  Красной Шапочки, бабушки и волка.

Методы и приемы:

Словесные - объяснение, вопросы, беседа, пояснения, проговаривание чистоговорок, заклинания; отгадывание загадок.

Игровые - сюрпризный момент – видеообращение Бабы-Яги, персонаж бабушка, волшебный мешочек, волшебный сундучок, словесная игра.

Наглядные - картинки-паззлы, палочки деревянные с изображениями героев сказок, замок с ключом

Практические - упражнения на степах, артикуляционная гимнастика, отстукивание палочками

Словарная работа: активизация словаря: уточка, гусочка, собачка, лисичка.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная,  восприятие художественной литературы и фольклора.

Ход занятия

Логопед  играет в группе с детьми в малоподвижные игры.

Логопед. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздороваемся с ними. Кого вы видите среди гостей?

Бабушка: Здравствуйте, мои внучата. Как я рада вас всех видеть.

Присаживайтесь  поудобнее на мои подушечки. (дети садятся на подушки)

 -Как вы все подросли и, наверное, многому научились.

 Логопед: Да, бабушка, мы уже большие и знаем много игр. Ребята, в какую игру любите играть? Я знаю очень интересную игру, которая называется  «Толстые внуки приехали в гости». Поиграем, покажем бабушке?

Артикуляционная гимнастика «Толстые внуки приехали в гости»

 Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки)

С ними худые-лишь кожа да кости (втягиваем щёки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянут вперед)

Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений  языком в положении за нижними зубами)

Бабушка: Молодцы, дети, очень интересная игра.  Ребята, вы   любите сказки? Кто вам читает сказки дома? Какие сказки читают?

(Ответы детей)

Бабушка.  И я хочу вам почитать сказки. (Просит ребенка принести книжку с полки. Ребёнок не находит ни одной книги)

Бабушка (удивленно): Ребята, куда подевались все книги?

Раздается звуковой сигнал на телефон....Включается телевизор, дети подходят к телевизору.

Баба-Яга: Ну что, нашли вы свои книжечки-то?

Бабушка: Уважаемая, Баба Яга, нет, мы не нашли книг.

Баба-Яга:  И не найдёте, я их забрала, положила их в сундук под замок, ключ найдете в мешке.

Бабушка: Ребята, что нам делать?

(подвести детей к тому, что нужно расколдовать)

Баба-Яга: Я вам их так просто не отдам,  чтобы найти ключик от сундука, нужно выполнить несколько заданий. Отправляйтесь по дорожке и найдете мои задания.

Логопед: Ребята, попробуем выполнить задания Бабы Яги?  Я знаю дорогу, пойдемте со мной.

Упражнения на степах

Проводит детей под музыку по степам (шаги и хлопки)

Дети доходят до стола, садятся.

Логопед: Ребята, посмотрите, в конвертах задания от Бабы Яги.

 1.Задание первое. Отгадайте загадки «Какая это сказка?»
1.Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Предполагаемые ответы детей…..

Логопед: чтобы узнать правильно ли мы ответили, надо собрать картинку по сюжету   сказки. (спальня, столовая)

Дети собирают паззлы (работа в парах)

Бабушка:  Ребята, посчитайте предметы на ваших картинках.

 Игра «Сосчитай…»  (три стула, три кровати (один стул, два стула….)

 Бабушка: С первым заданием мы справились, отправляемся дальше. Возьмём следующий конверт.

2. В гости к бабушке  пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Предполагаемые ответы детей…..

Игра «Угадай, чьи шаги» 

У каждого ребенка палочки с персонажами - бабушка, волк, Красная  Шапочка.

Бабушка показывает как ходит бабушка (медленно отстукивает палочками), Красная Шапочка (чуть быстрее) и волк (отстукивает быстрые шаги). Дети повторяют. Предлагает детям послушать шаги с закрытыми глазами и угадать.

Логопед:  Ребята, мы  тоже умеем шагать на степах, покажем бабушке?

Упражнение «Туки-тук»

Упражнение «Едем.едем на лошадке»

Бабушка: Молодцы, ребята. Готовы выполнить  следующее задание Бабы

Яги?   Слушайте внимательно и отгадайте:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Шла лиса по белу свету

И вдруг лапоть нашла

А за лапоть за этот

Много взять она смогла

Белу курочку

Сизу уточку

Гусочку – щипалку

Собачку догонялку.

 

Предполагаемые ответы детей…..

Словесная игра  «Назови ласково»  

Бабушка: Ребята, кто был внимательным и скажет, как называли в загадке ласково

  Курицу-

 Утку-

 Гуся-

 Собаку-

 Лису-

 

Логопед: Ребята, теперь проходите к степам, вспомним чистоговорку про лису.

Чистоговорка на степах

Ребята  становятся  к степам

Са-са-са-это хитрая лиса

Сы-сы-сы-не боимся мы лисы.

Су-су-су-прогоню лису

 Шок-шок –шок –забрала лиса мешок

Шок-шок-шок-где где  же наш мешок?

Логопед:  Где,  где же наш мешок?

Бабушка: Да вот же он мешок …(достает мешок….)

 Бабушка демонстрирует пустой мешок.

Бабушка: Ребята, мешок пустой, ключа здесь нет, что нам делать? (ответы детей). Нам всем вместе нужно проговорить слова-заклинания.

Игра- заклинание

«Крибле, крабле, бумс»

«Крибле, крабле, бумс»

«Крибле, крабле, бумс».

Дети проверяют мешок, заклинание не помогает

Бабушка: Что-то не действует наше заклинание. Наверное, надо подуть на него, давайте подуем 3 раза.

Дети совместно с логопедом  дуют 3 раза.

Ребёнок проверяет мешок, достает ключ и открывает  сундук. Дети радуются.

Рефлексия

Бабушка:  Ребята, вот где наши книжки, мы их  поставим на полку и почитаем чуть позже, после сна.

Молодцы, дети! Мы выполнили все задания Бабы Яги. Вспомните, ребята, в какие игры мы играли? Что мы делали? Что вам помогло найти книги? Что вам понравилось? Что запомнилось?

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни) по подготовке к обучению грамоте «Учим звук и букву Ш»

Рекомендации для родителей детей группы компенсирующей направленности  с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни) по подготовке к обучению грамоте  «Учим звук и букву Ш»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова)».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель:познакомить детей с  русской народной сказкой &la...

Конспект ООД по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности «В гостях у домового»

Материал предназначен дя воспитателей старшего дошкольного возраста....

Логокубики» - методическое пособие (на основе авторского дидактического материала автор Казаковой Е.В.), адаптированное с учётом психо- речевого развития детей 5-6 лет, группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на автоматизацию звукопроизношения, формирование...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности. "Общая горка"

Конспект затятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленностиТема: Пересказ рассказа составленного по картине с проблемным сюжетом "Общая горка"Вид занятия: Пересказ р...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»

Конспект  занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»...