Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»
план-конспект занятия по развитию речи

Обиночная  Юлия Игоревна

Конспект  занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности

 Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_teremok_kompensiruyushchaya_gruppa.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Конспект  занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности

 Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»

                                                                                                                           Составитель:                    

                                                                                                      Обиночная Ю.И.

                                                                                                       воспитатель

                                                   Кулунда 2023

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

познакомить детей с  русской народной сказкой «Теремок».

                                                            Задачи.

Образовательная:

- познакомить со сказкой «Теремок», сопровождая текст показом знакомых персонажей- фигур настольного театра;

- учить узнавать и называть диких животных (медведя, зайца, лису, волка, мышку, лягушку);

- прививать интерес к сказкам.

Развивающая:

- продолжать развивать речь детей, побуждая проговаривать знакомые фразы и отвечать на поставленные вопросы;

- формировать умение решать проблемные вопросы;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение детей сооружать элементарные постройки,  поддерживать желание строить что-то самостоятельно;

- расширять словарный запас;

- развивать память, внимание, воображение.

Воспитательная:

- воспитывать у детей сочувствие и заботливое отношение к животным;

- создавать у детей эмоционально - радостное настроение от участия и взаимодействия в совместной игре;

- учить  играть дружно.

Методы и приемы: 

- устный (рассказ сказки, активизация речи с помощью наводящих вопросов и звукоподражания животных, игровое упражнение «Здравствуй», «Строим дом»);

 -наглядный (показ настольного театра «Теремок»);

- практический  (дидактическая  игра «Строим дом для лесных жителей»);

Предварительная работа:

- просмотр мультфильма «Терем-теремок»;

- игры со строительным материалом, мягкими модулями;

- беседа на тему «Дикие животные»;

- разучивание игрового упражнения «Строим дом»;

- игра с мячом «Лови-бросай».

Словарная работа:  теремок, путешествие, сказочная страна.

Дидактический материал: мольберт, наглядное пособие-теремок из ткани с окошечками, персонажи для кукольного театра по сказке «Теремок», мягкие модули.

Оборудование:  магнитофон,  мяч, круги для «домиков», большая корзина, сундучок с угощениями.

                       Ход образовательной деятельности:  

1. Вводно-организационный этап. Введение в игровую ситуацию.

-  Сегодня у нас будет необычное занятие.  Но сначала давайте с вами поприветствуем друг друга.

                                 Игровое упражнение «Здравствуй…»

- Сделаем это так: я бросаю Саше мяч и говорю «Здравствуй, Саша», Саша ловит мяч, отвечает мне «Здравствуйте» и бросает мяч мне обратно в руки и 1 раз хлопает в ладоши.

-Ребята, а вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?

Тогда  закрывайте глазки, мы сейчас с вами отправимся  в сказочную страну. (Воспитатель включает музыку). «Раз, два, три, ну-ка в сказку попади!» Открываем глаза, мы оказались с вами в сказочной стране. ( Воспитатель выключает музыку). Посмотрите, какая красивая цветочная полянка перед нами. Давайте по ней пройдем  и присядем отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

2. Мотивационно – побудительный этап. 

 -  Ребята, посмотрите, здесь что-то  спрятано.

-Давайте откроем и посмотрим. Что это? (воспитатель снимает салфетку).

 - Правильно, это  маленький нарядный домик. 

(Вместе с детьми  рассматривает его).

 - Рома, покажи крышу у домика, Тимофей, покажи окна. Обратите внимание, в домике МНОГО окон. А вы хотите узнать, кто  в нем живет? Тогда усаживайтесь поудобнее, слушайте, я расскажу, кто живет в этом домике, а вы будете мне помогать.

- Этот домик из сказки и называется он «Теремок». Скажите «те-ре-мок».

(Рассказывание сказки« Теремок» с показом  настольного театра).

3.Изучение нового материала. Восприятие и расширение имеющихся представлений.

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок.  Вот по полю (воспитатель показывает мышку и спрашивает, кто бежит?) (Ответы детей: мышка).

Правильно, мышка бежит.

-Дети, а как у нас мышка пищит? (Ответы детей).

У дверей остановилась и стучит.

«,Тук-тук-тук. Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?»

Никто мышке не ответил. Зашла мышка в теремок и стала в нём жить.  

Вот по полю (воспитатель показывает лягушку  и спрашивает, кто бежит?). Правильно, лягушка бежит.

Дети, а как лягушка квакает? (Ответы детей).

У дверей остановилась и стучит.

«Кто в теремочке живёт?»

-Дети, а кто у нас в теремочке живёт? (Ответы детей).

«Я, мышка-норушка!»

«А я, лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить».

Заходи, будем вместе жить. И стали они жить вдвоем.

Вот  по полю (Воспитатель показывает зайчика и спрашивает - кто бежит?) (Ответы детей - зайка). У дверей остановился и стучит.

-Дети, а как зайка стучит? (Ответы детей).

«Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

-Дети, а кто у нас в теремочке живёт? (Ответы детей).

«Я, мышка-норушка!»

«Я, лягушка-квакушка!»

«А я, зайка - попрыгайчик! Пустите  меня к себе жить».

Лесные жители: Заходи, будем вместе жить. И стали они жить втроем.

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок.  Вот полю (Воспитатель показывает лисичку и спрашивает, кто бежит?) (Ответы детей: лисичка). У дверей остановилась и стучит.

-Дети, а как лисичка стучит? (Ответы детей).

«Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?»

-Дети, а кто у нас в теремочке живёт? (Ответы детей).

«Я, мышка - норушка!»

«Я, лягушка - квакушка!»

«Я, зайчик - попрыгайчик!»

«А я, лисичка-сестричка! Пустите  меня к себе жить».

Вошла лисонька в теремок. И стали они жить вчетвером.

Вот  по полю (Воспитатель показывает волка и спрашивает, кто бежит?) (Ответы детей: волк). У дверей остановился и стучит. А  как волк стучит? (Ответы детей).

«Тук-тук-тук, кто, кто в теремочке живёт?

-А  кто у нас в теремочке живёт? (Ответы детей).

«Я, мышка-норушка!»

«Я, лягушка-квакушка!»

«Я, зайчик - попрыгайчик!»

«Я лисичка - сестричка!»

«А я, волчок - серый бочок! Пустите  меня к себе жить»

Заходи. И стали они жить впятером.

 Вот по полю… (Воспитатель показывает медведя и спрашивает, кто бежит?) (Ответы детей - мишка).

У дверей остановился и ревёт.

-Дети, а как мишка ревёт? (Молодцы, ребята).

Кто, кто в теремочке живёт?

-Дети, а кто у нас в теремочке живёт? (Ответы детей).

«Я, мышка-норушка!»

«Я, лягушка-квакушка!»

«Я, зайчик - попрыгайчик!»

«Я лисичка - сестричка!»

«Я, волчок - серый бочок!»

«А я, мишка косолапый! Пустите  меня к себе жить.»

-Ребята, а как вы думаете, пустили ли  звери мишку  в теремок? (Ответы детей).

- Представляете,  звери ему ответили: 

«Нет, ты большой и теремок наш раздавишь и не пустили медведя».

Но медведю очень хотелось в теремке пожить, и он всё равно полез. (Воспитатель вставляет картинку с мишкой в окошко на крышу).

Представляете!!! Медведь влез на крышу. Только уселся – БАБАХ! Затрещал теремок и  развалился! (Воспитатель отрывает крышу от основания домика, зафиксированную на липучке,  вытаскивает из окон лесных жителей)

Еле – еле успели из него выскочить все лесные жители

А самое главное, что все они остались целы и невредимы!

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

- Понравилась вам сказка?   

- А мне очень жалко зверят.  Расстроились они, что нет у них больше теремка.  Грустно им, они плачут.  Ребята, как же наши звери теперь без домика будут жить?  

Как им можно помочь? (Ответы детей: им нужно построить новый  домик).

- А давайте мы поможем им построить новый домик, где всем места хватит.

- Давайте пройдем к нашим «домикам». ( Дети стоят в кругу)

Но сначала  мы поиграем с пальчиками:

                                     Игровое упражнение «Строим дом»

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Вот такой высокий дом,

Будем жить все вместе в нем,

Ох-ох, что за гром?

Муха строит новый дом,

Молоточек, тук-тук,

Помогать идет петух.

- Ну а теперь «За работу!», давайте покажем лесным жителям, как нужно строить дом из мягких модулей. (Воспитатель выносит корзину, достает оттуда мягкие модули).

4. Практическая работа «Строим дом для лесных жителей»                                

 Дети коллективно  строят дом из мягких модулей. (Воспитатель при затруднении оказывает помощь).

-Вот какой замечательный теремок у нас получился.

- Давайте немного отдохнем,  присядем на свои места. (Дети садятся на стульчики)

- Теперь всем зверушкам хватит в нем места. Мы с вами сделали доброе дело - помогли  построить дом  большой и просторный для лесных жителей, мы -молодцы. Теперь будут зверушки жить в нем дружно и весело.

(Во время этих слов воспитатель вставляет медведя в шестое окошко, присоединяет крышу).

5.Заключительный этап.

- А теперь нам нужно возвращаться из сказочной страны  обратно в детский сад.  Давайте скажем нашим зверятам «До свидания». Занимайте свои места в  «домиках».

(Воспитатель включает музыку).

Закрываем глаза  «Раз, два, три, обратно в детский сад попади!» Открываем глазки, ребята, мы вернулись в группу.

- Как называлась сказка, в гостях у которой мы были?

- Ребята, эта сказка учит  нас тому, что нужно всегда дружить, никого не обижать  и помогать друг другу.

- Вам понравилось путешествие? Тогда похлопайте в ладоши.

- Ой, посмотрите, какой красивый сундучок, интересно, что в нем лежит?

- Ой, кажется, это письмо от лесных жителей. Давайте прочитаем?

Воспитатель открывает письмо, читает: «Ребята, спасибо вам большое за то, что  построили для нас дом.  Примите  от нас в подарок  угощения!!!»).

Воспитатель раздает угощения:

-Угощайтесь! Что нужно сказать лесным жителям?

-Наше занятие закончилось. Вы сегодня меня очень порадовали.  Молодцы. Всем спасибо. До свидания.

                    Список использованной литературы

1.Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ. Антропова Т.А., Мареева Г.А. - М.: ТЦ Сфера, 2019.- 64 с.

2.Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада.- М.:

Мозаика-Синтез, В.В. Гербова  2012.- 112с.

3.Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" / под

ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.- 4-е изд., перераб.- М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2016 - с. 114, с. 122

4.Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Л.Б. Баряева. И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина;  Под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.- 415с.

5. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Большакова С.Е. - 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2020. - 64 с.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/248757-neposredstvennaja-obrazovatelnaja-dejatelnost


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно».

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно». ...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова)».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель:познакомить детей с  русской народной сказкой &la...

Занятие по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Семья»

Занятие по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности  Тема: «Семья»...

Конспект ООД по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности «В гостях у домового»

Материал предназначен дя воспитателей старшего дошкольного возраста....