Развитие речевого и неречевого слуха у детей
консультация по логопедии

Руденко Оксана Владимировна

Игры на развитие речевого и неречевого слуха, которые можно использовать не только в детском саду, но и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley_0.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Рекомендации для родителей.

Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.

Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия, т.е способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т. д.

Провожая ребёнка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.

 Поэтому, учитывая всё выше сказанное, предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.          

Как развивать неречевой слух у детей в домашних условиях.

Дома, во время проведения игр, можно использовать музыкальные игрушки; коробочки, наполненные различными крупами, монетами, бусинами, пуговицами; различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, застёжки- молнии, бумагу и т. п.)

Поиграйте с ребёнком в следующие игры.    

 

«Что звучало?»

Оборудование: погремушка, колокольчик, губная гармошка, дудочка, деревянные ложки.

Ход: Предлагаем ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно лишь на слух без зрительной опоры определить, что звучало.

    Число игрушек постепенно увеличиваем.

«До чего дотронулись?»

Оборудование: металическая банка, стакан, бумажная коробка, деревянная шкатулка и т.д.

Ход: С помощью карандаша вызываем звучание каждого предмета, воспроизводим его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Затем ребенок на слух определяет, до чего дотронулись карандашом.

«Что мы делаем?»

Оборудование: бумага, ножницы, чашки с водой, карандаш, молния.

Ход: Объясняем ребенку, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, и рассказать о наших действиях как можно полнее. Затем предметы закрываем ширмой. Режем бумагу ножницами, переливаем воду, мнем бумагу, стучим карандашом о чашку. Ребенок должен рассказать о выполняемом действии. При значительных трудностях звучание повторяем со зрительной опорой.

«Юные барабанщики»

    Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании или отстукивании. Главной целью является сосредоточение слухового восприятия и внимания.

 Детям гораздо интересней и легче отбивать ритм за взрослым барабанными палочками на барабане, если барабана нет, то используем  карандаш. Ритмические рисунки даем самые простые, затем усложняем.

«Звучащие шарики»

Оборудование: 4 пары шариков, коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины ( фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т .д.)

Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой), а ребёнок должен на слух найти такой же.

    Задание вызывает огромный интерес у детей, изменения звука незначительные, а звучание необычное. В тоже время, задание позволяет максимально сконцентрировать слуховое внимание.

«КТО УСЛЫШИТ БОЛЬШЕ ЗВУКОВ»

Играть можно как дома, так и на улице.

Ребёнку предлагается услышать, как можно больше разных звуков ( проехала машина, кукует кукушка, кричат дети, шуршит листва, завывает ветер, стучит дождь, хрустит снег и т. д. )

« Кто тебя позвал ?»

В эту игру может  играть вся семья. Ребёнок стоит спиной ко всем играющим. В это время любой играющий зовёт по имени  ребёнка, изменяя голос. Ребёнок поворачивается и отгадывает, кто его позвал.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ ?»

Эта игра учит ребёнка не только определять направление звука, но и понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».

Ребёнку завязывают глаза, а взрослый звенит колокольчиком  около ребёнка с любой стороны. Ребёнок угадывает, где позвонили.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ                     УСЛОВИЯХ.                         

По дороге домой из д/с или дома поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут закрепить пройденный материал на занятиях.

1.« БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Эта игра учит ребёнка выделять заданное слово или звук из ряда других.

 1вариант:

    Ребёнку даётся задание: хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.

Например: кот, сок, дом, мак, сок, сок ………  

2 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» (звуки могут быть разные).

Например: А, У, У, О, И, У……..

3 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в словах (звуки могут быть разные)

Например: лак, дом, мак, рак, кит, сыр, парк………

2. « НАЙДИ КАРТИНКУ»

Ребёнку даётся задание: назови  слово или покажи картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, ( в любых книгах ) в названии которых имеется соответствующий звук.

Например: назови слово, где слышишь звук «И». ( кит, индюк, ирисы, слива, виноград, улитка, редис и т.д. )    

3. « ПРИДУМАЙ СЛОВО»

Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.

Например: Мак – бак

                   Бак – рак

                   Лимон – вагон

                   Дом – гном     и т. д.

4. « СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый называет по порядку звуки ( количество звуков можно увеличивать), а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.

Например: А,У – У,А

                   И,О – О,И

                   О,У,А – А,У,О

                   П,А – А,П

5. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель, цветок или животное.

Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н».

Ответ: АПЕЛЬСИН

6. «Кто больше»

Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный  первый или последний звук. За каждое правильное слово даётся какая-то фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек. Победителю выдаётся приз, который определит сам взрослый.

7. «Найди общий звук»

Взрослый называет слова ( например, со звуком «С» в конце слова: нос, автобус, фикус, квас, ананас, голос, волос, лес) и предлагает ребёнку сказать, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

8. «Цепочка слов»

Взрослый называет слово ( например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука ( самокат ). Таким образом составляется цепочка слов.

Например: автобус – самокат – танк – капуста – апельсин – носки – индюк и т. д.

9. «Где спрятался звук»

Взрослый называет любое слово и просит ребёнка определить, где спрятался  тот или иной звук в слове ( в начале, в середине, в конце слова ).

Например: ищем звук «Ш» в слове «шапка».

                   Ребёнок: звук «Ш» спрятался в начале слова.

                   Мама: где спрятался звук «Ш» в слове «кошка»?

                   Ребёнок: звук «Ш» спрятался в середине слова.

10. «Назови своё слово»

В эту игру можно поиграть с мячом.

Взрослый называет слово начинающееся с твёрдого согласного звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного.

Например, мама говорит: «рыба»

                   Ребёнок: «репка»

                   Мама: «кот»

                   Ребёнок: «кит»

Затем взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребёнок называет слово с твёрдого согласного.

                   Мама: «сено»

                   Ребёнок: «санки»

11. «Какое слово получилось»

В эту игру можно играть с мячом.

Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен закончить слово определённым звуком. Бросая мяч, ребёнок произносит слово, которое получилось.

                   Мама: со……

                   Реб.:   сок

                   Мама: гро…...

                   Реб.:   гром

12. «Угадай-ка»

Взрослый просит ребёнка угадать какое слово получится из первых звуков данных слов.

Например: Сок, осы, носок – сон

                   Ключ, обруч, топор – кот

                   Морс, ананас, кот – мак

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

Доклад: "Развитие неречевого слуха у детей дошкольного возраста"

Практический материал для родителей по развитию неречевого слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Речевой и неречевой слух"

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: ф...

Картотека игр по развитию речевого дыхания, фонематического слуха у детей с ТНР.

Картотека игр по развитию речевого дыхания, фонематического слуха у детей с ТНР....

Материал для развития слухового восприятия. Неречевой слух. 1 часть.

Неречевой (физический слух) - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира - всех звуков, кроме звуков человесеской речи, а также различение звуков по громкости и другим физическ...

Материал для развития слухового восприятия. Неречевой слух. 2 часть.

Неречевой (физический слух) - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира - всех звуков, кроме звуков человесеской речи, а также различение звуков по громкости и другим физическ...