Доклад: "Развитие неречевого слуха у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Курганова Снежана Николаевна

Практический материал для родителей по развитию неречевого слуха у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы!

Ваш малыш подрос и уже совсем скоро пойдёт в школу. В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому становится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте. Так как владение речевыми навыками чтения и письма было и является престижным в жизни и деятельности культурного человека.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в освоении русского языка в целом. Для того, чтобы сделать процесс обучения грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать уже в дошкольном учреждении.

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольника, ему тяжело усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра, которая доминирует в дошкольном детстве. Игра способствует  гармоничному развитию ребёнка: проявляется его личность и складывается характер, он учится общаться с миром людей и предметов. В ней часто очень сложное становится понятным и доступным. Она не возникает сама по себе, взрослый открывает для ребёнка мир игры, заинтересовывает его.  

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. 

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольника, ему тяжело усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра, которая доминирует в дошкольном детстве. Игра способствует  гармоничному развитию ребёнка: проявляется его личность и складывается характер, он учится общаться с миром людей и предметов. В ней часто очень сложное становится понятным и доступным, во время  игры происходит процесс непреднамеренного обучения. Ребёнок просто играет – и учится. Она не возникает сама по себе, взрослый открывает для ребёнка мир игры, заинтересовывает его.  Поэтому важно выбрать правильные и в тоже время увлекательные игры.

Вот несколько игр, которые в занимательной форме помогут вам подготовить вашего ребёнка к школе по разделу – обучение грамоте.

Игры на развитие неречевого слуха и  слухового внимания.

«Что звучало?» - предложить ребёнку посмотреть и запомнить звучание каждого предмета. Затем они прячутся и ребёнок на слух определяет звучание предмета. Предметы могут быть разные: детские игровые музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, дудочка, погремушка).

«Кто услышит больше звуков» - играть можно как дома так и на улице. Ребёнку предлагается услышать как можно больше разных звуков (проехала машина, поёт птица, кричат дети, шуршит листва, завывает ветер, стучит дождь, скрепит снег и т.д.).

«Кто тебя позвал?» - в эту игру может играть вся семья. Ребёнок стоит спиной ко всем играющим, в это время любой играющий зовёт его по имени ребёнка, изменяя голос. Ребёнок поворачивается и угадывает, кто его позвал.

Игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

«Хлопаем в ладоши» - предложить ребёнку хлопнуть в ладоши, когда он услышит в произнесённых словах, заданный звук. Взрослый произносит ряд звуков или слов. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (У). А О Р У А У П К У А. УТКА, ОБЛАКО, АРБУЗ, КРУГ, ОЧКИ.

«Слушаем и кушаем» - в этой игре имя ребёнка и названия его любимых блюд начинаются с одного и того же звука. Предложить ребёнку назвать эти блюда. Например: Вика любит есть варенье, ватрушки, ветчину, вишню.

Петя обожает печенье, ………………………………………

Марина никогда не откажется от молока, …………………

Серёжа с удовольствием ест суп, …………………………..

Катя мечтает о конфетах, …………………………………...

«Топни – хлопни» - предложить ребёнку прослушать звуки, слоги и слова, когда он услышит заданный звук – топнет ногой, другой заданный звук – хлопнет в ладоши.

Например: «Когда услышишь звук (Ы) – топни ногой, звук (И) – хлопни в ладоши. Не перепутай!». И Ы И И Ы Ы И Ы И Ы И Ы Ы ИИ. ПИ КИ ТЫ НИ МЫ ХЫ БЫ СИ ПЫ МИ ТИ ВЫ РИ КЫ. ЗОНТЫ, ЗУБЫ, ЛИСТ, СТОЛБЫ, ЛИФТ, СЫН.

«Путаница» - предложить ребёнку прослушать стихи и сказать какие слова в них перепутаны, какими звуками отличаются эти слова.

Это – новая лыжная балка.

Ох, какая тяжёлая палка!

Водою наполнена почка,

На ветке зелёная бочка.

На листке нарисована дочка,

А у мамы прилежная точка.

Ах какая уютная тачка!

С колесом деревянная дачка.

Шар – птица пламенем горит,

А в небе красный жар летит.

У солдата на форме – наживка.

Приготовим для рыбы нашивку.

«Что лишнее?» - предложить ребёнку прослушать слова (можно использовать картинки). Обратить внимание на первый звук в каждом слове. Какое слово (картинка) лишнее? Например: ГОЛУБЬ, ГИРЯ, БЕРЁЗА, ГОРОХ.

 «Придумай слово» - взрослый называет какой-нибудь звук, например (Р). Просит ребёнка придумать 3 слова со звуком Р, который находится в начале, в середине и в конце слова.

«Придумать слова на заданный звук» - взрослый задаёт ребёнку звук, ребёнок придумывает слова на этот звук. Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

Воспитатель

 Мбдоу №22 Курганова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сообщение из опыта работы о том, как развивать у детей звуковысотный слух. Сообщение заинтересует восспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....

Развитие фономатического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР.

Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровняФормирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвяз...

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Доклад "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

доклад на тему развитие элементарных матем атических способностей у детей дошкольного возраста...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...