Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

Давлеткулова Елена Владимировна

 

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах.

 

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности.

Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

Идеальным способом решения данной проблемы стало  элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №15 с. Кабанск » музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В .

Слайд 2

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности . Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой . Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Слайд 3

Цель – привить навыки творческого музицирования Задачи по реализации цели: Разработать модель развития творческих способностей путем музицирования Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию Развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения. Развитие внимания и памяти.

Слайд 4

В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить три этапа: 1 этап - ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения ; 2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения ; 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Слайд 5

Активный словарь Различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, пользоваться им в импровизируемой и исполняемой музыке. Различать громкое и тихое звучание. Использовать усиление и ослабление звучности как выразительные приемы. Различать фразу в речи и простейших песнях. Использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания сказок, стихов. Ритм и тембр Исполнять метрическую пульсацию (в речевых упражнениях, звучащих жестах, в движении). Использовать речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты. Исполнять несложные ритмические мотивы. Создавать ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты. Исполнение Исполнять небольшие песни с аккомпанементом на инструментах. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие. Ступени музицирования

Слайд 6

Метод активации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Этот метод – способ развития детей. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется. Метод моделирования – это способ обучения. Методы работы с детьми

Слайд 7

хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки); ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; творческое исследование тембро -динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей; разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях. Последовательность обучения элементарному музицированию

Слайд 8

Речевые упражнения Поэтическое музицирование Координационно-подвижные игры и упражнения Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами Пальчиковые игры Элементы занятия по элементарному музицированию :

Слайд 9

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато. Речевые упражнения

Слайд 10

Способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольникам легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Используя музыкальные инструменты, ребятам создаются условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю, играю». Для организации поэтического музицирования нет необходимости самостоятельно подбирать материал. В технологии в достаточном количестве предлагаются готовые музыкальные модели. Педагогу легко выбрать необходимый материал для поэтического музицирования , учитывая уровень подготовленности дошкольников и их возрастные особенности. Поэтическое музицирование

Слайд 11

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями. Использование координационно-подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения. Координационно-подвижные игры и упражнения

Слайд 12

на занятиях разных типов, частично на разных видах музыкальных занятий; подгрупповая работа (с детьми с повышенной мотивацией к обучению); в музыкально-дидактических играх; досугах и развлечениях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности дошкольников. Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности:

Слайд 13

Словесный(рассказ, объяснение) . Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) . Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) . Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.) Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование. Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

Слайд 14

ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки); ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли); язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники); струнные (арфы, гусли, цитры, цимбалы); духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы); духовые многозвуковые (флейты, кларнеты, саксофоны, триолы , свирели); электромузыкальные инструменты (синтезаторы, «Пиле»). Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, кикерико , деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.) Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Музыкальные инструменты детского оркестра.

Слайд 15

Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976 Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989 Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990 Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999 Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000 Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000 Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994. Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005. Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом ! Сто секретов музыки для детей; Вып . 1 Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, 2003. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам ! Бом!: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2013 Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова: учебно-методическое пособие. Минск, 1999 Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование . – М., Гуманитарный издательский центр « Владос », 2013 . Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000. Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2018. Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Выступление на краевой конференции "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности как фактор подготовки к обучению а школе (мастер-класс)"

Цель:Систематизирование знаний у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного материала.Задачи:- Расширить представления участнико...

Презентация:Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста...

Доклад: Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Доклад:  Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...