Логопедическое занятие на тему "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данная НОД направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о космосе.В процессе реализации данной деятельности мы активизируем словарь по теме «Космос», знакомим с названиями планет, уточняем значение сочетания "солнечная система" и других понятий, связанных с космосом, учимся образовывать прилагательные (наземный, воздушный, космический), образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят ;уточняем значение сложных и простых предлогов, расширяем и уточняем глагольный словарь; также развиваем логическое и образное мышление, память, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему : "Космос"

Цель: Расширение и уточнение словарного запаса по теме: «Космос», совершенствование грамматического строя речи.

1.Коррекционно-образовательные.  Расширение и уточнение словаря по теме, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.

2.Коррекционно-развивающие. Развитие общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции.

3.Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки или слайды, аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку М. Таривердиева   “Звёздная страна”.

Логопед загадывает загадку:

Что за птица?

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Огненный хвост за собой несет. (Ракета)

Логопед спрашивает:

– Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)

 Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие по космическим станциям. На следующую станцию мы можем перелететь только выполнив задание.

 2.Основная часть.

 Первая станция «Ракета». (слайд  )

-Для чего нужна ракета?  

 (Ответы детей полными предложениями.)

Ракета какая? Быстрая, огромная…

Ракета что делает? Взлетает, стартует, отрывается…

Откуда взлетает ракета? С космодрома..

Куда приземляется ракета? На космодром..

Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы, летим на следующую станцию.

3.Следующая станция «Космос».(слайд  )

Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

 Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случится не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках. Земля вращается вокруг себя, один оборот-сутки. Земля вращается вокруг солнца , один полный круг –это год. Рядом с землей всегда находится луна-это спутник земли.

 Кто такой спутник? Тот кто идет рядом. Луна всегда рядом с землей.

Логопед спрашивает:

– На какой планете мы живём? (На планете Земля)

– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)

– Где находится Солнце? (в космосе, в небе)

– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)

– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)

– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)

  Летим на следующую станцию.

4.Станция «Солнечная система» (слайд )

 А что же такое солнечная система? ( Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет.) 

 Солнце - самый знакомый всем людям астрономический объект. Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны.  Чтобы попытаться представить размеры   посмотрите на картинку, Солнце намного больше планет.

 -Как вы думаете солнце – это планета или звезда? Да, это наша звезда, дающая нам жизнь. Солнце это такая же звезда, как и все остальные звезды, просто оно находится к нам ближе.

Планеты солнечной системы:

1. МЕРКУРИЙ

   Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. На планете абсолютно нечем дышать. Ни один человек не ступал на Меркурий.

   Условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород)  

2. ВЕНЕРА

  Мы прибыли на какую планету ? (Венера).

  Это самая горячая планета.  

Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут.

-Мы будем приземлятся на планету? Почему? Какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород) 

-Ребята, продолжать путешествие

 3. ЗЕМЛЯ

 Л. Мы пролетаем мимо (над) нашей планеты.

- Как называется планета на которой мы живем? (Земля).

-Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).

4. МАРС

Эту планету называли раньше планетой войны.

На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп.

  Наше путешествие продолжается.

 5. ЮПИТЕР

  Мы прилетели на планету (Юпитер).  

  Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.  

 6. САТУРН

Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

 7. УРАН

 

 Уран — это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

 8. НЕПТУН

  Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.

9. ПЛУТОН

   Ребята, а   самая далекая планета называется (Плутон). Мы приближаемся.

-Как вы думаете холодная эта планета или теплая?

Дети: Это очень холодная планета.

Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.

Физкультминутка.

По порядку все планеты 
Назовёт любой из нас: 
Раз … Меркурий, 
Два … Венера, 
Три … Земля, 
Четыре … Марс. 
Пять … Юпитер, 
Шесть … Сатурн, 
Семь … Уран, 
За ним … Нептун. 
Он восьмым идёт по счёту. 
А за ним уже, потом, 
И девятая планета 
Под названием Плутон.

Летим дальше!

5. Станция «Белка и стрелка» (слайд )

Почему станция так называется ?

Белка и Стрелка – собаки-космонавты, которые первыми побывали в космосе. 19 августа 1960 года они совершили полет в космос на корабле «Спутник-5». Длительность этого полета составила более 25 часов. За это время корабль 17 раз обошел вокруг Земли и преодолел расстояние 700 тысяч километров. Белка и Стрелка – первые животные, которые совершили полет в космос и благополучно вернулись на Землю.

Главной целью полета Белки и Стрелки в космос было исследование влияния на организм факторов космического полета. Благодаря данному испытанию удалось узнать о реакции живого организма на перегрузки, длительную невесомость и космическую радиацию. Кроме этого, были получены сведения о работе жизнеобеспечивающих систем и безопасности полета. Этот полет позволил провести очень полезные научные исследования космического пространства.  

Чтобы попасть на следующую станцию, выполним задание.

Словесная игра «Подскажи словечко».

 Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок.

 

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

как одинокий путник

 Летит по орбите … (спутник).

 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

 

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

 

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля)

 

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

 Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

 

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

 

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт)

 

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

Молодцы!

6. Летим на следующую станцию «Космонавты».(слайд )

Первым космонавтом, который 12 апреля 1961 года   поднялся в небо – был Юрий  Алексеевич Гагарин. С тех пор мы каждый год в этот  день отмечаем  День космонавтики.
- А как вы думаете как Юрий Гагарин смог полететь в космос? (выслушать ответы детей, если затрудняются помочь с ответом)

- Правильно на космическом корабле, который назывался «Восток».


 
Игра "Посмотри , назови, прохлопай" (совершенствование слоговой структуры слов)

Делим на слоги (хлопаем ) космические слова .

– Как вы думаете, кто это? (космонавт )

– Как называется костюм космонавта? (скафандр)

– На чем летают космонавты в космос? (на ракетах).

 – Что наденем, когда полетим в космос? (шлем )

Физ. минутка, игра "Космонавты" 

– Давайте поиграем

На ракете полетаем   (слова сопровождаются движениями)

Космонавтом стать хочу,

На ракете полечу,     (Руки вверх над головой соединить.)

Облечу вокруг земли, (повернуться вокруг себя.)

Приземлюсь от всех в дали.  (присесть)

 Упражнение "Измени по образцу" (изменение глаголов по лицам и числам).

Вариант игры. Взявшись за руки дети проговаривают шепотом и медленно, обычным голосом и быстрее, громко и быстро.

Я лечу, лечу, лечу

Я на месте не стою,

Он летит, летит, летит,

Он на месте не стоит

Они ….

МЫ….

Вы….

 И т.д.

7.Летим на следующую станцию «Космические станции».(слайд )

В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более, нет еды . Все это загружается в космический корабль на земле и расходуется в полете. В космосе нет ничего кроме пустоты и солнечного света.

Игра  "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения)

Логопед: – Сейчас я буду говорить фразу, а вы продолжаете, называя слова наоборот.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Я укажу рукой вперёд,

А ты укажешь мне …(назад)

Я руку вправо протяну,

А ты протянешь …(влево)

Большой корабль улетел-маленький прилетел

(подобрать космическое существительное)

Высокие — ... , взлетать — ...

Известные — ..., включать — ...

Тёмная — ... ,, подниматься — ...

яркий — ...

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ракеты».

 Дети произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

 

После последних слов дошкольники прыгают или бегут, кто быстрее, и занимают любую «планету» (обруч).

Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...