Игры на развитие грамматического строя речи
консультация по развитию речи

Мугумаева Сабина Сулхай кызы

Игры на развитие грамматического строя речи

 

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения так, как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОПИЛКА СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Игры на развитие грамматического строя речи

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения так, как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.

  • «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного)

Взрослый говорит: «У меня дерево», а ребёнок должен сказать: «А у меня деревья».

Взрослый: «У меня ухо», а ребёнок: «У меня уши» и т.д.

  • «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: барсука, лося, глухаря, тетерева.

Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на луг и увидели... васильки, маки, незабудки и т.д.»

  • «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже)

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

  • «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)

Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Слон идёт в гости ... к бегемоту. Жираф идёт в гости ... к зебре» и т. д.

  • «Большой зверь» (работаем над словообразованием).

Взрослый говорит: «Это дом (лапа и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Домище (лапище и т. д.).

  • «Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)

Взрослым называет животное и спрашивает: «У бобра (лося, верблюда и т.д.) кто?»

Ребенок отвечает: «У бобра бобренок» (лосенок, верблюжонок и т.д.).

  • «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный».

Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

  •  «Чьё это?» (образовываем притяжательные прилагательные) Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребёнок отвечает: «Птичий».

Можно ещё спросить, например:

чья лапа у медведя – медвежья,

чьи крылья у петуха – петушиные,

чей хвост у волка – волчий и т.д.

Поиграйте в эти несложные игры с ребёнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития грамматического строя речи

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.Материал. Игрушечный мишка....

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Транспорт»

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Транспорт» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для проведения необ...

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...

игры по развитию грамматического строя речи

сдесь представлены игры по развитию грамматического строя речи...

Игры для развития грамматического строя речи

Игры на развитие грамматического строя речи...

игры на развитие грамматического строя речи

дети дошкольного возраста часто сталкиваются с трудностями сложнейшей грамматики русского языка...