Открытое занятие для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Открытое занятие для детей

 с ОНР старшего дошкольного возраста

 на тему: «Зима»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

        

Открытое занятие для детей

 с ОНР старшего дошкольного возраста

 на тему: «Зима»

учитель-логопед

Хахулина Елена Иванов

Москва 2022

«Зима»

Цель урока:

  Коррекционно-образовательные цели: расширить и конкретизировать представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Уточнить словарь по теме (снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствование грамматического строя речи.

     Коррекционно-развивающие цели: активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук.

     Коррекционно-воспитательные цели: формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.    

Используемая методическая литература:  

 Подрезова Т.И. "Материал к занятиям по развитию речи"

 Нищева Н.В. "Система коррекционной работы"

 Используемое оборудование:  

картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации

 Краткое описание:  Интегрированное занятие развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей.

     Коррекционно-воспитательные цели: формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.  

Ход занятия.

 Приветствие.

 Ребята сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня,  он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.   Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение?  Какое у вас настроение?

2. Подготовительная работа.

Работа над временными представлениями.

- К нам пришло письмо одно,

 Было странное оно.

 Вместо марок – три снежинки,

 А конверт – из чистой льдинки.

 А письмо не на листке,

 А на беленьком снежке.

 Скоро, скоро к вам прилечу,

 На метелях к вам прилечу,

 Запляшу и закружу,

 Снегом землю наряжу.

   Тогда у меня для вас есть сюрприз.  Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:

 С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .

Задача: развитие языкового анализа.

– Ребята, когда мы с вами отдыхали, вьюга у нас в кабинете проказничала. Посмотрите на доску. Как вы думаете, что это написано?

снежокпадаетназемлю

– Так, вьюга соединила все слова. Вам теперь необходимо восстановить предложение

      Упражнение «Какая снежинка?» (подбор прилагательного к заданному слову).

      Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая» и  схема ответа на доске).

 «Игра со снежинкой»

 Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте положите снежинку на( правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

 А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много снежинок- что происходит снегопад.

     «Беседа по картинкам»

  В какое время  года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены  времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)

 Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов:

 - Я люблю зиму, потому что…..

 Какая у нас получилась Зима - просто чудесное время года!

 - Что происходит с растениями, птицами, животными во время зимы.(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы можем помочь растениям? Как живут животные и птицы зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой). Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Птицы  прилетают из леса ближе к жилью людей. А как мы можем помочь птицам? Что придаёт зимней природе красоту?

    «Дополни предложение»

   Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

 Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

 На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее: (снегопад)

 Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

 Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

 Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей)

   Эксперимент

 - А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

   1. Снег - это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.  Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый,  липкий, сырой, тяжёлый)  Его можно скатать в комочки,  из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную?  (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом). Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

    Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Подвижная игра «Мы с тобой…»

  – Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

 Раз, два, три, четыре

 Мы с тобой снежок лепили

 Круглый, крепкий, очень гладкий

 И совсем, совсем не сладкий

 Раз – подбросим,

 Два – поймали,

 Три – уроним,

 Ой – сломали.

     Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном,  на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли,  наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

 – Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их.  Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

    Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

   Рисование  (зубной пастой).

  Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал.  Ребята посмотрите  внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!

 Далее детям предлагается создать свой зимний пейзаж, используя ватную палочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной ...

Конспект Открытого занятия (квест) для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Снежной Королевы"

Конспект зимней прогулки в подготовительной группе "Организация двигательной деятельности на прогулке". Квест "В гости к Снежной Королеве"...

Конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста "Зачем нужен нос" 2017 г.

Познакомить детей с наукой о здоровье (валеологии), зачем нужен нос человеку. Его функции и взаимосвязь с организмом....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:"Зимующие птицы".

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки ...

Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)

Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Зима»

Цель:Прививать любовь к занятиям физической культуройСоздавать радостное настроение и положительные эмоцииЗадачи:Воспитательные:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в физкультурно- оздор...

Конспект открытого занятия "Дельфин и море" старший дошкольный возраст

Конспект открытого занятия "Дельфин и море" подготовительная группа...