Конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста "Зачем нужен нос" 2017 г.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Резник Виктория Николаевна

Познакомить детей с наукой о здоровье (валеологии), зачем нужен нос человеку. Его функции и взаимосвязь с организмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nos_konsp_1.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект открытого занятия

 по валеологии для старшего дошкольного возраста

                          «Зачем нужен нос?»

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

Цели работы:

- формировать элементарные представление детей об внутренних органах и органах чувств –  нос и его функции;

- показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;

- развивать умение работать в    коллективе;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;

- закреплять правила ухода за носом.

Материал и  оборудование: белый халат для опытов, платочки всем детям, картинки с изображениями носа, носоглотки, сундучок, 2 стакана, марля, 1,0 л. банка, песок, крышка пластиковая с резиновой грушей; платок (закрыть глаза), пластмассовые контейнера с продуктами (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов); воздушные шары, пульверизатор, носовой платок для опытов,

Предварительная работа: 

Рассматривание иллюстраций   носа людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы». Игра – пазлы  и работа с дидактическим материалом «Угадай чей нос» (найти нос и вставить каждому животному).

Работа наглядная- какие носы бывают у людей.

Чтение – В.Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Н. Кнушевицкая «Нос», С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…»,  Ю.Прокопович «Зачем носик малышам?»

загадки на тему: «Нос»

Изготовление с детьми коллажа «Что может чувствовать наш нос»

Словарная работа: лаборатория, фильтр, пульверизатор, тоннель.

                           

                                   Ход занятия:

Восп: - Сегодня я предлагаю вам интересное занятие.

Мы отправимся в увлекательное путешествие, будем играть и проводить опыты.

- Смотрите, что я вам принесла.

- Это сундучок, там лежит сюрприз для вас.

- Вы любите сюрпризы?

- Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?

(Дети отгадывают загадки)

   

    Между двух светил,

    Я в середине один (нос)

 

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (нос)

 

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…  (нос)

Восп: Правильно, ребята, отгадали все  загадки.

- Эти загадки о наших красивых носиках.

(открываем сундучок и показываю нос)

И сегодня мы будем говорить о наших носах.

Теперь посмотрите друг на друга. Одинаковые у вас носы?

Чем – то они похожи, но в тоже время у каждого человека свой, неповторимый нос.

 И каждый по- своему хорош.

- Чем  отличаются ваши носы? (они различаются формой носа).

Он бывает очень разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

Восп: - Как вы думаете, а для чего в носу дырочки. Не для того же, чтобы совать туда пальцы!

- Давайте потрогаем наши носы. А теперь давайте нашим носом втянем воздух.

- Что вы чувствуете? Ответ 

- Он проходит внутрь через дырочки. Эти дырочки – как тоннель с двумя подъездами.

- Давайте сейчас отправимся в путешествие, слетаем вместе с воздухом по этим тоннелям и посмотрим, что же там находится.

Дыхательное упражнение

Восп: - Для этого нужно завести моторы.

- Посмотрите, как я это делаю.

 (вдохнуть через нос и выдохнуть через нос со звуком, не открывая рот)

Вдох –выдох –у –у –у –у

Восп:- Давайте сделаем остановку.

Восп: Внимание! Влетаем в нос. (Картины схемы)

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками.

Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Когда вы пройдете по пыльной дороге и после этого попробуйте вытереть нос платком.

- Что на платке останется? (темное пятно)

- Мы можем увидеть сколько пыли оседает в носу.

- Вот это наша лаборатория, где мы сейчас будем проводить опыты. Но прежде чем начать наш опыт, мне нужно надеть халат, для безопасности в моих опытах.

Восп: - Давайте проведем  опыт (1).

(1,0 л. банка, песок, крышка пластиковая с резиновой грушей)

- Посмотрите, я сейчас впущу в банку воздух с пылью и вы увидите, как пыль летает в воздухе.- Что же там делают наши волосинки в носу? (защищают нос)

- Далее,  воздух проходит через дыхательные пути.

- Стенки дыхательных путей покрыты липкой жидкостью - слизью.

- К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в  организм.

- Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Это уменьшает опасность надышаться пылью и простудиться.

- Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и нос очищается.

Восп: - Вернемся в нашу лабораторию и проведем еще один опыт.

Опыт (2) (вызвать ребенка для помощи опыта)

Восп: - Давайте проведем еще один  опыт.

- Для этого понадобится пульверизатор, который есть в лаборатории. Пульверизатор будет выполнять роль носа.

- Нос,  полон  слизи и микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать.

- Что же будет, если   мы не будем прикрываться  платочком во время чихания? 

(Пульверизатором брызгаю в воздух)

- Посмотрите, без платочка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей.

- А вот что произойдет, если мы будем прикрывать  нос платком.

 (пульверизатором брызгаю в платок )

- Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок.

-  Важным гигиеническим правилом  является - ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания.

- А вы все умеете пользоваться платком?

Опыт (3) с фильтром: 

Кто мне поможет? (выходят 2 детей к воспитателю)

 На столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.

В пустой стакан вставим фильтр из марли и выльем через него грязную воду.

(Работа в парах. Один ребенок держит стакан с фильтром, второй с грязной водой). 

- Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

- Что делает фильтр? (не пропускает грязь) 

Вывод: вот так волоски в  носу задерживают пылинки. 

-Поэтому нос надо чаще мыть.  

2. А теперь давайте узнаем   «Значение носа для речи»

Восп:- Давайте с вами поиграем.

- Пальчиками закроем нос и скажем какое – нибудь слово –«воздух», «нос» (дети разговаривают в нос).

-Что происходит со звуками? (звуки изменяются, становятся нечеткими, меняется голос  и даже слышатся непонятные и неправильные слова.

Вывод: поэтому, нос участвует в образовании голоса.

Дыхательная гимнастика «В осеннем лесу».

(Дети встают со стульчиков)

Восп: - Перед каждым упражнением набираем воздух через нос.

Восп: -В осеннем лесу дует ветер.

Дети: «Ф-ф-ф...» (продолжительный выдох)

Восп: -Листья дрожат на ветру.

Дети: «Ш-ш-ш.,.» (продолжительный выдох)

Восп; -Листья опадают.

Дети: «П! П! П!» (короткий активный выдох)

3.Восп: - А для чего надо всё время вдыхать и выдыхать воздух?(ответы)

 - Сможем мы не дышать?

- А давайте попробуем? Возьмите платочек и зажмите рот и нос.

- Вот видите, нам обязательно нужно вдохнуть, а потом выдохнуть. И какое это радостное ощущение, когда грудь наполнит свежий воздух!

Вывод: поэтому, не поступление воздуха в наш организм, это опасно для наших легких и головного мозга.

Без дыханья – жизни нет,

Без дыханья – меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышат он и я и ты

4.- Дело в том, что и люди, и животные нуждаются в кислороде. Всем маленьким клеткам нашего тела нужен кислород, он их питает. Они словно кричат: «Тотчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем от голода!»

- Вот как важен нос для человека, через который поступает воздух с кислородом и питает всё наше тело.

- А для нормального дыхания, в воздухе должно быть много кислорода.

- Для этого следует постоянно проветривать свою комнату или комнату нашей группы. Когда воздух свеж и чист, дышится легко, у вас будет прекрасное самочувствие.

- А значит, вы будите меньше болеть.

5.- А есть ли у вас дома комнатные растения?( ответы)

 - Но не только для красоты они нужны. Они очень полезны для здоровья людей. Когда мы вдыхаем, выделяется «плохой» газ (углекислый), воздух делается тяжёлым, спёртым, а растения поглощают «плохой» газ и выделяют «хороший» — кислород, необходимый для дыхания.

Растения обладают ещё одним чудесным свойством — они уничтожают микробы.

Благодаря нашему замечательному носу мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов.

Послушайте загадку:

Вокруг носа вьется

В руки не дается. (ЗАПАХ)

- Нос единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи.

- Давайте с вами поиграем и откроем наш волшебный сундучок.

Игра: называется «Угадай по запаху»

(вызвать ребенка по очереди, закрыть  глаза и попросить определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.

Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел. (Вызвать 5-6 человек и поиграть).

Восп: Вам понравилось играть?

6. Восп: -Ребята, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные.  - - Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (полезные- они убивают микробов).

-А запахи сигарет, дыма или газа - полезные или вредные? (вредные).

- Посмотрите на картинку. Что правильно или неправильно делает ребенок? (рассуждения детей)

Восп: - Стоит ли без разрешения брать моющие средства и нюхать их?

(нет)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

   Раз, два, три, четыре, пять!         (ходьба на месте)

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже                  

Руки за спину положим,           ( остановиться, руки за спину)

Голову поднимем выше           (поднять голову)

И легко - легко подышим.         (дыхание через нос)

7. Восп: - Полетели дальше к новым приключениям.

Восп: - Приготовились,  вновь заводим моторы.

(вдохнуть через нос и выдохнуть через нос со звуком, не открывая рот)

Вдох –выдох –у –у –у –у

Восп: - Иногда нос плачет настоящими слезами.

- Какой сейчас на улице воздух: теплый или холодный?

- Зачем нужно дышать носом  в холодную погоду?

- Потому, что находясь на прогулке в холодную погоду, когда мы вдыхаем холодный воздух, нос нагревает воздух горячим кровяным отоплением. В носовой полости очень много тонюсеньких трубочек (называются сосуды),  по которым течет кровь. Поэтому в холодную погоду обязательно нужно дышать через нос.

- А то мы с вами можем, что….? (заболеть).

8. Восп: - Ребята, тоннель дыхательных путей мы пролетели.

Нос - это только начало пути воздуха, проникающий в наш организм. Куда же он дальше попадает?

- Нос открывает нам ворота из пещеры в горло, где находятся еще два тоннеля: пищевой и воздушный.

- По пищевому тоннелю проходит наша пища, он называется пищевод

- А воздушный тоннель попадает в наши легкие.

- Когда мы вдыхаем воздух, то легкие наполняются воздухом, а когда выдыхаем, то легкие наши сдуваются, как воздушный шарик.

А давайте мы с Вами проделаем еще один опыт.

Опыт: «Надуть и сдуть воздушный шарик».

Восп: -Давайте руки положим на грудь и глубоко вдохнем через носик.

- Чувствуете, наша грудь поднимается, в ней много воздуха.

- А теперь медленно выдыхаем - грудь опустилась - воздух выходит.

- А теперь давайте надуем воздушный шарик.

 (дети надувают воздушные шарики)

- Заметили, как наша грудь поднимается и опускается?

Вывод: так работают наши легкие.

 Скажите, раз нос – это наш важный помощник, значит, что мы с носом должны делать? (мы должны его беречь).

- Давайте мы с Вами поиграем в игру на внимательность и я посмотрю, как вы усвоили  наше занятие.

Игра: «Берегите нос» с карточками

Восп:-  Посмотрите и определите, что правильно или не правильно изображено на картинке

- мальчик ковыряет в носу пальцем,

- мальчик засовывает в нос бусинку,

- девочка очень сильно сморкается,

- девочка наклоняется над баночкой с краской,

-девочка дает подружке свой носовой платок.

- Молодцы. Вы многое узнали очень интересного. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа.

ИГРА:

- Мыть нос каждое утро, нужно? (Да)

Чихать, не прикрыв рот, можно? (нельзя)

-  Ковыряться пальцем в носу или острым предметом…? (нельзя)

- Вытирать нос своим носовым платком? (Да)

- Засовывать в нос мелкие предметы можно? (нельзя)

- Пользоваться чужим носовым платком можно? (нельзя).

Похвалить детей.

Восп: - И для подведения нашего занятия, нам ребятки расскажут стихи про нос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Молодцы ребята. Нос действительно наш ценный помощник.

-С помощью носа мы дышим, чувствуем запахи, говорим,

он защищает нас от микробов и пыли.

-Вам понравилось наше путешествие?

А знаете, что мне понравилось?

- Что все детки меня очень внимательно слушали и играли.

- Что на протяжении всего нашего путешествия никто не чихнул,

(а если, кто-то и чихнул, то прикрыл рот и нос платочком (или рукой)). Значит вы не болеете и Ваш носик не плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Тема : «Зачем нам нужен язычок?»

Дать представление детям для чего нам нужен язык.Познакомить детей с правилами речевого этикета....

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание. Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни, о мире растений: (ель, береза, дуб). Стимулировать проявление речевой активности. Поощрять интерес к свойствам...

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

Конспект «открытого» занятия c детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

Цель: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.Задачи:1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.2. Развивать эмп...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".

Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...