Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Усова Ирина Викторовна

 

Актуальность проблемы:

  • Социальная напряженность, межэтнические конфликты.
  • Проблема толерантности, как воспитательная.
  • Проблема культуры общения.

Цель:

  • Выявить основные проблемы формирования толерантности в дошкольном возрасте.
  • Формирование культуры толерантности.
  • Знакомство детей с принципами уважения всех без исключения людей.
  • Понимание того, что каждый человек – это личность.
  • Показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Воспитательные:

Формирование толерантного  отношения к  людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями здоровья;

Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения  выходить из конфликтных ситуаций;

Формирование у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране.

2. Развивающие:

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и  взрослыми;

3. Обучающие:

Знакомство детей с понятием «дружба»; « терпимость» «толерантный человек».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_tolerantnost.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

                                          Подготовила и провела:

                                 Педагог-психолог

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    Усова Ирина Викторовна

                                                           Дата проведения: 18.04.2013 год

г.о. Новокуйбышевск, 2013

Актуальность проблемы:

  • Социальная напряженность, межэтнические конфликты.
  • Проблема толерантности, как воспитательная.
  • Проблема культуры общения.

Цель: 

  • Выявить основные проблемы формирования толерантности в дошкольном возрасте.
  • Формирование культуры толерантности.
  • Знакомство детей с принципами уважения всех без исключения людей.
  • Понимание того, что каждый человек – это личность.
  • Показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Воспитательные:

Формирование толерантного  отношения к  людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями здоровья;

Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения  выходить из конфликтных ситуаций;

Формирование у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране.

2. Развивающие: 

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и  взрослыми;

3. Обучающие:

Знакомство детей с понятием «дружба»; « терпимость» «толерантный человек».

Участники:

  • представители администрации дошкольного образовательного учреждения (заведующий, методист);
  • Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ и нормой развития
  • Родители воспитанников

Ожидаемые результаты:

  • Приобщение к различным культурам.
  • Получение детьми основ, необходимых для развития общества.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: Хоровод, дружба, согласие, терпимость.

Материально-техническое оснащение:

Компьютер и мультимедийный проектор;

Музыкальный центр, СD – записи;

Глобус, атрибуты

Ход  образовательной  деятельности

Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: «Здравствуйте уважаемые родители и дети! Я рада Вас всех видеть! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе.   Давайте мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом: Все встанем  в круг и возьмемся за руки.

« Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад». Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: « Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».  Спасибо! Молодцы!

Основная часть занятия. 

Педагог-психолог (демонстрирует детям глобус): Ребята, кто из вас знает, что это такое? Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой живём мы с вами и ещё много-много других людей.

           Словно крыша над землей,

           Голубые небеса.

           А под крышей голубой

           Реки, горы и леса,

           Океаны, пароходы,

           И поляны, и цветы.

           Страны все и все народы,

           И, конечно, я и ты.

           Кружит в небе голубом

           Наш огромный круглый дом.

           Под одной голубой

           Общей крышей мы живем!           В.Орлов

Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Не сосчитать! Есть страны очень большие. Такие, как Китай, Соединенные Штаты Америки, Канада, Россия. В каждой стране живут люди. Люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, но все равно очень похожи друг на друга. (Слайд)  - А что у них общего? (глаза, рот, руки, ноги.)

Ребята, ….. А как вы думаете, чем отличаются друг от друга люди разных национальностей?

Дети: Разговаривают на разных языках, поют разные песни, у них есть своя национальная одежда…( слайд)

Педагог-психолог. Правильно ребята. Послушайте  смешное  стихотворение Р. Сефа о  сходстве.

На свете все на все похожи:

Змея - на ремешок из кожи;

Луна - на круглый глаз огромный;

Журавль - на тощий кран подъемный;

Кот полосатый - на пижаму;

Я - на тебя, а ты – на маму.

Также и все дети очень похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей (слайд). И мы сейчас с вами поиграем в игру « Четвертый лишний». Для этого надо разделиться на  команды. Психолог делит детей на 4 команды.

Игра « Четвертый лишний»

У каждой команды карточка с четырьмя картинками. Дети должны посмотреть  на карточки и сказать, кто здесь лишний и почему?

Например:

  • Три ребенка разных национальностей одеты в спортивную форму, а один в зимней шубке.
  • Три ребенка разных национальностей с длинными волосами, а один с короткой стрижкой.
  • Три ребенка разных национальностей спят, а один бодрствует.
  • Три ребенка разных национальностей едят мороженое, а один пьет сок.

Дети объясняют, по какому признаку выбрали лишнего. Психолог помогает детям сделать вывод, что при выполнении этого задания они обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы, вкусы детей. Значит, дети могут быть в чем-то похожи  и чем-то отличатся, национальность здесь ни при чем. Молодцы, ребята!

Педагог-психолог: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди  (слайд)

 Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус.  (Психолог  показывает детям Россию.)  Вот так много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим, Атлантическим.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции (слайд).

Издавна игры служили для проявления дружбы, доброты, благородства. Вот одна такая игра это хоровод. Приготовляясь к хороводам, все одеваются в лучшие наряды, закупают ленты, платки. И мы сейчас с вами поиграем в – русскую народную игру «Хоровод». Звучит  музыка и психолог  приглашает встать в  хоровод  детей, родителей. Психолог благодарит всех за участие.

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительных и порой незаметных поступков самих родителей, их отношений между собой, между старшими и младшими детьми. Ведь дети  по натуре своей искренни, доверчивы, поэтому уже сейчас нужно посеять  в их сердца семена доброты и понимания (слайд) Психолог приглашает родителей поиграть в игру.

Игра с родителями  «В каких сферах деятельности нужен толерантный человек?» Участники игры называют разные профессии, обосновывают свой выбор. 

Педагог-психолог: Как видим, без толерантности человеку нелегко устроить свою жизнь, поэтому уже сейчас стоит помочь нашим детям найти себя. Надо помочь ребёнку обратить внимание на самого себя, задуматься об особенностях своего характера, своего «Я». Ключ к пониманию себя, своих родных, других людей, их духовного мира заложен во взаимоотношениях в семье. Родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность (слайд).

Педагог-психолог: Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Негативное отношение к людям других национальностей или к людям с ограниченными  возможностями здоровья, увы, встречается очень часто, и закладывается оно с самого раннего детства.

Задача родителей - научить ребёнка жить в этом мире, научить его адаптироваться к окружающей среде, к людям. Объяснять детям, что общаться с  людьми  других национальностей или с  людьми  с ограниченными  возможностями здоровья, можно и нужно точно так же, как и с другими людьми. Очень хорошо, если дети будут часто играть вместе, это принесет пользу и ребенку с ОВЗ, и здоровому малышу.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами (слайд). Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик « Мы просто другие»

Просмотр видеоролика « Мы просто другие» (о детях аутистах)

Педагог-психолог: Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Для того, чтобы лучше понять другого, поиграем с вами в игру «Поссорились и помирились»

Этюд на выражение эмоциональных состояний ««Поссорились и помирились»

Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.
Выразительные движения: дети стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем изображают помирившихся детей. Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся.
Педагог-психолог: - Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные, но нас всех объединяет дружба.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог-психолог: Вот наше занятие и подходит к концу. Оно вам понравилось? Мы стали немного ближе друг другу, понятнее. Теперь мы с вами сможем лучше понять, что же такое толерантность.

И завершим наше занятие мы творческой работой. Звучит красивая музыка.

На доске перед вами дерево, назовем его дерево толерантности. Сейчас каждый из ребят  возьмет по листочку и вместе с родителями напишет свои мысли, пожелания после занятия, что бы он хотел сделать, чтобы наш детский дом стал еще более толерантным пространством. Затем листочки прикрепляются к дереву.

Ритуал окончания «Солнечные лучики»

Педагог-психолог приглашает всех встать в круг и протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Педагог-психолог: Ребята и уважаемые взрослые!  Я благодарю всех за участие. Спасибо вам за искренность и понимание.


Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль  
  4. Кузьмина Н.М. Давайте уважать друг друга : сценарий / Н.М. Кузьмина // Читаем, учимся, играем : сборник сценариев для библиотек. – 2011. - № 3. – С. 102 – 107
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  6. Попова Л.В. Я в мире… мир во мне…толерантность – путь к миру:
  7. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2000
  8. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.

Электронный образовательный ресурс:

9.  Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru

10. Игры на развитие эмоционально – волевой сферы в повседневной  деятельности детей. http://wwwb17.ru/acquaintance-with-the-emotions/.
11. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru

12. Материалы Интернет - ресурса www.tolerance.ru

13. Подборка фильмов об аутизме http://autism-aba.blogspot.com/2012/03/film-autism.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционное занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я тебя понимаю». «Эти разные, разные люди»

Конспект  коррекционно – развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста.  Занятие  помогает     развивать психические процессы, эмоционально...

Нод с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Такие разные вещи - могут быть вместе» или «Времена года».

Используемые технологии: 1. «Экологическое воспитание в детском саду» С.Н. Николаева 2. «Маленький исследователь в детском саду» И.Л. Паршукова 3. «Детское художественное творчество» Т.С. Комарова...

Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...

ПРОЕКТ «Семейное древо» с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.2. Воспитывать у детей лю...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Вместе учим правила дорожного движения"

Представленный  материал поможет воспитателям    знакомить дошкольников с правилами дорожного движения, научить практически применять их в различных ситуациях....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные».

Познакомить  детей с некоторыми типами жилищ разных народов: иглу, чум, хижина, юрта, изба. Познакомить  с элементами украшения деревянной избы: причелина, наличники, ставни, конёк. Расширят...