Дифференциация парных согласных
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что учащиеся при чтении в произношении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на письме. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Считаю, что работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_parnyh_soglasnyh.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация (различение) парных согласных звуков.
В своей практической работе каждый учитель-логопед сталкивается с тем, что учащиеся при чтении в произношении путают парные звонкие и глухие согласные. Подобные ошибки отражаются в дальнейшем и на письме. В большинстве случаев замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Считаю, что работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
С целью преодоления нарушений чтения и письма у учащихся начальных классов мною было разработано пособие по различению звонких и глухих парных согласных, которое поможет выполнить коррекционно-логопедическую работу по чтению более целенаправленно и результативно. Предлагаемое пособие представлено комплексом слоговых таблиц по дифференциации звонких и глухих согласных звуков, направленных на автоматизацию навыка правильного чтения и профилактику нарушений письменной речи учащихся.
Выполнение коррекционных упражнений позволит совершенствовать слухопроизносительную дифференциацию парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнения предлагаются с постепенным усложнением материала. Сначала отрабатываются слоги, включающие парные звонкие и глухие согласные с твердым звучанием, затем – с мягкими вариантами произношения. Исключения – слоговые таблицы с твердыми парными согласными звуками ж-ш.
Методическая разработка будет полезна в работе учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также родителям учащихся.
Коррекционные упражнения
- Чтение слогов с акцентом на громкости-тихости голоса. (Слоги со звонкими согласными звуками читаем громко, с глухими согласными звуками - тихо)
- Подчеркивание слогов со звонкими согласными звуками двумя чертами, с глухими – одной чертой)
- Нахождение заданного учителем слога
- Чтение наоборот: замена слога на оппозиционный
- Придумывание слов, содержащих данные слоги
- Определение места слога в придуманных словах
- Списывание слогов
- Запись слогов на слух
Звонкие звуки: Б Д З Ж В Г
Глухие звуки: П Т С Ш Ф К
Слоговые таблицы
са | са | за | са | за |
зо | су | зы | за | сы |
зо | со | зо | су | со |
зы | сы | со | за | зо |
су | зу | зу | сы | су |
за | ся | ся | са | за |
зи | се | зы | за | зе |
зю | сю | зю | сю | со |
зы | сы | ся | зы | со |
су | се | зу | сы | сю |
па | па | ба | па | ба |
бо | пу | бы | ба | пы |
бо | по | бо | пу | по |
бы | пы | по | ба | бо |
пу | бу | бу | пы | пу |
ба | пя | пя | па | ба |
би | пе | бы | ба | бе |
бю | пю | бю | пю | по |
бы | пы | пя | бы | по |
пу | пе | бу | пы | пю |
та | та | да | та | да |
до | ту | ды | да | ты |
до | то | до | ту | то |
ды | ты | то | да | до |
ту | ду | ду | ты | ту |
да | тя | тя | та | да |
ди | те | ды | да | де |
дю | тю | дю | тю | то |
ды | ты | тя | ды | то |
ту | те | ду | ты | тю |
ва | ва | фа | ва | ва |
фо | фу | фы | фа | фы |
фо | во | фо | ву | фо |
фы | фы | во | ва | во |
ву | ву | фу | фы | фу |
ва | вя | вя | ва | фа |
ви | фе | фы | фа | фе |
фю | фю | фю | вю | во |
фы | фы | вя | фы | во |
ву | фе | фу | вы | вю |
га | ка | га | ка | га |
го | ку | го | га | ко |
го | ко | го | ку | ко |
га | ку | ко | га | го |
ку | га | га | ко | ку |
га | ки | ки | ка | га |
ки | ки | ги | га | ге |
ги | ки | ги | ки | ко |
ги | ки | кя | ги | ко |
ку | ге | гу | ки | ки |
жа | ша | жа | ша | ша |
жо | шу | шо | жа | шо |
жо | шо | жо | шу | жо |
жа | жу | шо | жа | шо |
шу | жа | жа | шо | жу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация парных согласных с-з, ш-с
задания расчитаны на читающих детей подготовительной группы.Цель: развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии....
Презентация "Дифференциация парных согласных"
Данная презентация предназначена для детей дошкольного возраста, с целью развития фонематического слуха, умения дифференцировать парные согласные, а так же обогащения пассивного и активного словаря....
Задания для закрепления темы "Парные согласные З-С"
Задания для закрепления темы "Парные согласные З-С"...
"Дифференциация парных согласных Г - К"( подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса)
В последнее время увеличивается количество детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин этого являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затру...
Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных Ш-Ж
Здесь вы найдёте несколько упражнений для дифференциации звуков Ш-Ж....
Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных К-Г
Здесь вы найдёте несколько упражнения для дифференциации звуков К-Г....
Упражнения для занятий по дифференциации парных согласных С-З
Здесь вы найдёте несколько упражнений для дифференциации звуков С-З....