Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Весенняя капель" в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Весенняя капель" в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 комбинированного вида»

Конспект

Организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:  «Весна»                           для детей старшей группы № 4 компенсирующей направленности.

                                                             Подготовила: Беляева Н.А.

 учитель – логопед

г. о. Саранск, 2022г

Цель:

уточнение и закрепление  знаний по теме: «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

активизировать  словарь прилагательных и глаголов;

закрепить  навыки  словообразования и словоизменения : согласовывать существительные с прилагательными;  существительные  с глаголами;

образовывать существительных с  уменьшительно – ласкательными суффиксами;

развивать  связную  речь;

закрепить  умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно - развивающие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие;

 упражнять в правильном дыхании;

 развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

развивать  координацию речи с движением.

Оборудование:

картинка «Солнышко»; картинки с изображением  сложных слов;  предметные картинки для речевых игр; шапочки для игры «Живые звуки», раздаточный материал для  составления  схемы предложения; «Волшебный мешочек», угощение.

Предварительная работа:

наблюдения за весенними изменениями в природе,  чтение стихов о весне, разучивание пальчиковых  упражнений и упражнения на координацию речи с движением,  рассматривание иллюстраций с изображений  различных периодов весны, повторение названий  весенних месяцев.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Упражнение на координацию речи с движением (у логопеда в руках картинка с изображением солнца).

Логопед: Посмотрите, кто ещё пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое, (Дети проговаривают четверостишье и раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: Сядет тот, кто повторит слова:

Греет, светит, тает.

Деревья, почки, листочки.

Капает, журчит, бежит.

Скворец, ласточка, грач.

Сосульки, вода, лужа.

Теплая, яркая, солнечная.

Летят, пьют, кричат.

  1. Постановка цели

Логопед: Солнышко останется у нас на занятии и будет согревать нас своими лучиками.

Логопед: Сядем красиво и правильно. Посмотрите в окно, как ярко  и приветливо светит солнышко и на улице.   Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед:   Давайте  назовем слова признаки  к слову ВЕСНА.   Скажите, весна какая?

Дети:  Весна ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.

  1.  Дидактическая игра   « Узнай по описанию»

Логопед:   О чём можно так сказать?

  • Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
  • Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
  • Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
  • Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
  • Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

4. Самомассаж лица

Логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

 Светит яркое весеннее солнышко – ласковое поглаживание лица подушечками пальцев.

 Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев.

По утрам ещё иногда пощипывает морозец – пощипывание.

 А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание

5. Дидактическая игра  «Назови ласково» (с  картинками)

Логопед:  Возьмите весенние картинки.  Назовем их  ласково.

Логопед – дети

капля – капелька

 

солнце – солнышко

      ручей – ручеёк

лужа – лужица

      облако-облачко

сосулька – сосулечка

      трава-травка

6. Дидактическая игра   «Что делает? Что делают?»

Логопед: продолжаем играть с  этими же  картинками.  Ответьте на вопрос, что делает солнце?

Логопед – дети

солнце – светит, греет, пригревает

 

лужа – разливается                                              

       ручей – бежит, звенит, журчит

сосулька – капает, ломается, тает

       облако - летит, плывет

капля – капает, звенит, сверкает

       трава - растет, зеленеет

Логопед:   Молодцы,  уберите картинки на край стола.

7.   Дидактическая игра   «Живые звуки»   

Логопед:  Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Из них слова я соберу.

Логопед: Дети, давайте поиграем в игру «Живые звуки»

Дети составляют слова:  МАК, ЖУК из букв.

Звуковой анализ этих  слов.  

Логопед: - Сколько всего звуков?  Назовите первый звук? Второй? Третий?

8.  Дидактическая игра   «Сосчитай слоги»

Логопед: -  Что такое слоги?

Дети:  слоги - это части слова.

Логопед: Отгадайте загадки:

  - Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня.     Дети:  ру — чей.

Логопед:  Сколько слогов в слове ручей?    Дети: В слове ручей  2 слога.

- В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит  

Дети:   сол – ныш – ко

Логопед: Сколько слогов в слове солнышко?   Дети: В слове солнышко -3 слога.

- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает.

  Дети:  под – снеж — ник.  

   Логопед: Сколько слогов в слове  подснежник?  Дети:  в слове подснежник 3 слога

9. Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше»

10. Дидактическая игра «Угадай словечко»

Логопед:  Хлопните в ладоши, если услышите весеннее слово. Будьте очень внимательны!

Слова:  листопад, тает, вьюга, журчит, тёпло, холодно, снежинки, прилетают, мороз, капель, ледоход, метель, подснежник, снегопад, солнышко, первоцвет.

Логопед: Что означает слово…?  (дети отвечают на вопросы)

Логопед просит объяснить слова:

Ледоход- лёд идет (плывёт) по реке.

Подснежник - цветок растущий из-под снега.

Первоцвет - первый  цветок, распускающийся весной.

11. Дыхательное упражнение «Первоцветы».

Логопед: Выполним дыхательное упражнение.

Соберём лепестки первоцветов в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

 12. Предложение рассыпалось.

Логопед:   Дети слова в предложении рассыпались,  нужно правильно  составить  предложение из этих  слов.

Весна, солнышко, греть, сильно.

Дороги, ручьи, бежать, по.

 Листочки, деревья, на, появились.

 Цветы, первые, распустились.

Птицы, прилетели, перелетные

Работа со схемой предложения.

Логопед:  Дети, давайте составим схему предложения  (Прилетели  перелетные птицы.)

13. Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о   весне.

Логопед: Понравилась вам играть? Какие игры вам понравились?

Логопед: В старину  весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой...

Пусть  каждый из вас на прощение попросит что-нибудь у весны. А ваши просьбы мы сложим  в волшебный мешочек.

Например, я попрошу у весны теплое солнышко. А ты Даша?

(Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).

Логопед: Ваши теплые и добрые слова о весне превратились в угощение.

16. Оценка деятельности детей

Логопед: Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Одежда" для старшей группы компенсирующей направленности

Конспект занятия разработан в рамках лексической темы "Одежда. Головные уборы"....

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.

Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию»  (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Хочу быть актером»

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.Тема: «Хочу быть актером»...

Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

       Сформировать  целостную личность  – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста  потребность участвовать во всех делах на благо родного...

НОД ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности - Путешествие в сказку "Как зверята подружились"

Цели: Актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи с использов...