Нетрадиционные пособия и игры "Для молчунов"
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя группа)

Бугаева Анна Александровна

Почему ребенок не говорит?

  • С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
  • Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными.

1.Индивидуальный темп.

2.Отсутствие необходимости.

3.Педагогическая запущенность.

4. Двуязычная семья.

5.Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка.

6. Негативизм у ребенка.

7. Генетическая предрасположенность.

8. Осложненное течение беременности и родов у матери.

9. Нарушения слуха и зрения.

10. Несовершенство артикуляционной системы.

11. Алалия.

12. Проблемы интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_igry_dlya_molchunov_gotovoe.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игры для молчунов»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Для того, чтобы иметь четкое представление о том, что целесообразнее всего использовать в работе с неговорящими детьми и с чего, собственно начинать, необходимо знать о механизмах данных речевых нарушений – в данном случае мы имеем в виду алалию.

Почему ребенок не говорит?

  • С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
  • Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными.

1.Индивидуальный темп. 

2.Отсутствие необходимости. 

3.Педагогическая запущенность. 

4. Двуязычная семья. 

5.Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка. 

6. Негативизм у ребенка. 

7. Генетическая предрасположенность. 

8. Осложненное течение беременности и родов у матери. 

9. Нарушения слуха и зрения. 

10. Несовершенство артикуляционной системы. 

11. Алалия.

12. Проблемы интеллектуального развития. 

Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту.

Обучение не должно сводиться к тому, что чтобы научить детей правильно произносить звуки речи: главными должны быть формирование словаря, развитие грамматических навыков, обучение связной речи, способам её интонационного оформления и т.д.

Суть логопедической работы должна состоять не в том, чтобы обучать ребёнка - алалика правилам грамматики, чтения, письма, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а нередко и тройную нагрузку.

Основной задачей в работе с безречевыми детьми является стимуляция коммуникативно-речевой деятельности.

  • На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
  • Я хочу вам сегодня показать несколько игр для «молчунов».
  • Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Игры на формирование звукоподражаний:

1. «Мы актеры»

Задачи: вызывание звукоподражаний, развитие просодики, кинестетических ощущений.

Ход игры: Взрослый предлагает пособие с дорожками для пальца. Справа изображение обьекта, которому ребенок будет подражать, слева в кармашек вставлена буква У. Ребенок смотрит на картинку и по образцу обучающегося изображает вой ветра, при этом усиливая голос, одновременно проводяпо дорожке вверх пальцем» «У-у-у-у». Аналогичны варианты: картинки катаемся с горы –«У-у-у-у»; ослабляя голос «Ух» - скатились; «зубная боль» - «О-о-о»; удивление – «О?», мама качает ребенка «Аа-аа-аа».

2. «Киндер- сюрприз»

Задачи: вызывание звукоподражений, развитие мелкой моторики, просодики, положительных эмоций.

Ход игры:

Ребенок открывает контейнер, достает игрушку и произносит, подражая взрослому: «Ах!», «Ух!», «Ух-ты!», «Ого!», «О-о-о!», «оп!». Если не открывается –«Эх!» (с сожалением).

3. «Кто как подает голос»

Задача: вызывание звукоподражаний.

Ход игры:

Педагог произносит звукоподражание, четко выделяя все звуки, чтобы ребенок сопоставлял его с условным мяуканьем кошки, хрюканьем поросёнка и т.д и четко повторял его.

Игровые слова:

Козочка идет-песенку поет: «ме-ме –дайте травку мне»

Коровка идет – песенку поёт: «Му-у-у», молока кому?»

Лошадка идёт, песенку поёт: «Иго-го, возить грузы нелегко».

4. «Весёлые маски»

Задачи: вызывание звукоподражаний, положительных эмоций, развитие общей моторики.

Ход игры:

Педагог просит ребенка послушать звукоподражание, узнать животное и выбрать из нескольких масок животных подходящую. Далее предлагается надеть маску, изобразить как животное подаёт голос, и «погулять по полянке», копируя движения, повадки животных.

Игровые слова:

Молока налили мало!

Замяукал котик «Мяу!»

«Гав-гав-гав» собака лает

И чужих в дом не пускает.

Ржет лошадка: «И-го» -

Ехать очень далеко.

5. «Съедобный боулинг»

Задачи:

Вызывание звукоподражаний, положительных эмоций, точности и координации движений, зрительного гнозиса.

Ход игры:

Обучающий предлагает ребенку зрительно найти среди «фруктовых деревьев» (это кегли с наклеенными картинками фруктов) грушу, яблоко, сливу и т.д. и сбить фрукт, прокатив по полу мяч (по принципу игры в боулинг), произнося при выкатывании мяча: «Оп!». Если ребенок сбил нужную кеглю –«Бум!», «Бах!», а если не сбил «Эх!»

6. «Будильник», «Жуки»

Задачи: вызывание звукоподражаний, кинестетических ощущений.

Ход игры: Взрослый пальцем «заводит будильник» на руке ребенка, приговаривая: «тик-так». Затем трясёт руку ребенка – «будильник звонит»: «з-з-з». Потом предлагает «завести будильник» маме, самому себе. Так же можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.

Аналогично проводится игра «Жуки». Ребенок произносит :»Ж-ж-ж» - и «машет крылышками», перекрещивая кисти рук .

7. «Сыщик» (с целыми словами)

Задачи: формирование ассоциативных связей слова и предмета, изображенного на картинке.

Атрибуты: набор карточек, на каждой из которых картинка и слово. Картинки одинаковые, надписи отличаются цветом, размером букв.

В качестве игрового материала можно дать лупу, чтобы ребенок внимательно рассматривал картинки – как настоящий сыщик.

Ход игры:

Ребенку предлагается стать сыщиком и отыскать среди предложенных карточек такую, как ему прислали в конверте. Далее можно предложить данное слово «зашифровать  движением» либо изобразить по своему желанию. Например: «муха» - ребенок изображает полёт мухи и жужжит, «дым» - изображает большие и маленькие клубы дыма (соединяет руки, образуя большой круг либо «маленькие колечки» из пальцев.)

Для начала ребенку предлагают найти картинку со словом, ориентируясь на цвет. Более сложный вариант – отыскать карточку, ориентируясь на размер букв, их расположение и цвет.

Игры на развитие понимания (применения) грамматического компонента, навыков словоизменеия.

«Грач» (пособие «Весна»)

Задачи: закрепление у ребенка понимания пространственного значения предлогов.

1 вариант игры:

Ход игры: На полотне, фоном котонрого является весенний пейзаж, есть разнообразные картинки. Ребенку предлагают показать, ГД грач: НА крыше, ПОД крышей, НА скамейке и т.д.

2 вариант игры:

Ребенок сам должен разместить картинки, ориентируясь на предлоги (ПОД скамейку, НА скамейку, НА крышу, ПОД солнце и т.д.). Ребенок вместе с педагогом проговаривает предлоги, выделяя их интонационно.

Игры на материале лексической темы: «Домашние животные».

Атрибуты: фигурки животных (собака, кошка, коза и т.д., картинки с угощением для животных.

Введение в игровую ситуацию:

Представьте, что вы очутились в сельской местности, помимо того, что там свежий воздух, там еще много разнообразных животных.

«Кто где сидит?» «Что изменилось?»

Задачи: развитие понимания предложно-падежных конструкций, памяьт, зрительного внимания.

Ход игры:

Ребенку дают инструкцию: «В теплую погоду животные любят находиться на свежем воздухе: поставь корову на лужок, посади кошку на крылечко, а собаку в будку. Далее педагог предлагает запомнить места расположения животных, меняет их и предлагает ребенку найти ошибки и исправить их.

«Угощения для животных»

Задачи: развитие пассивного словаря, зрительного внимания, внимания к речи педагога.

Ход игры:

Перед ребенком лежат разные лакомства для животных. Далее вводим ребенка в игровую ситуацию.

У собаки день рождения

Ждет животных угощенье

Во дворе полно еды

Что кому - подумай ты!

Выбери угощение для собаки. Как ты думаешь, что любит грызть собака? (кость)

Чем угостим кошку? (рыбой, молоком)

Чем полакомится лошадь? (Овсом)

Что приготовим для коровы? (Сено)

Кому дадим желуди? (Свинье)

Также ребенку можно предложить исправить ошибки фермера, который неправильно подобрал угощения для животных: «Поменяй местами, что не так? Ай-яй-яй, что перепутал фермер?.Помоги ему разобраться.

Направления работы с неговорящими детьми.

1.Развитие понимания речи

2.Развитие слухового внимания

3. Артикуляционная , пальчиковая, дыхательная гимнастики.

4. Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка

5. Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там?

 6. Побуждение выражать свою просьбу одним словом.

7. Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием

Рекомендации воспитателям по работе с неговорящими детьми

1.Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние.

2.Занятия с детьми  не следует проводить индивидуально.

3.В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи».

4. Оречевление всех действий.

5. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении.

6. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются.

7. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные пособия по профилактике и коррекции плоскостопия у дошкольников

Нетрадиционные  пособия   по  профилактике и коррекции плоскостопия  у  дошкольников. Наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольник...

Нетрадиционные пособия, сделанные из бросового мтериала.

Использование нетрадиционных пособийв   физкультурно – оздоровительной работе с детьми дома и в группах детского сада       В настоящее время проблемы здоровья стали...

Нетрадиционное пособие для развития мелкой моторики рук

Методическая разработка на тему "Нетрадиционное пособие для развития мелкой моторики рук"...

Мастер - класс. Нетрадиционное пособие

В своей работе по оздоровлению детей я использую нестандартное физическое оборудование.Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире испол...

Нетрадиционные пособия в практической деятельности учителя - логопеда

Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка»  - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и разв...

Практическое пособие "Как разговорить молчуна?"

Данное практическое пособие рекомендовано для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений обучающих детей с расстройствами аутистического спектра. В пособии представлены из опыта раб...