Способы развития навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Казакова Ольга Викторовна

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО, СЛОГОВОГО И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА

(рекомендации для родителей)

 

Данные рекомендации помогут родителям продолжить развитие навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста.

Большинство игр не требует дополнительного оборудования, и могут проводиться в любой момент: во время ожидания в поликлинике, по дороге в детский сад или магазин, во время совместного чаепития, во время длительных поездок  и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО, СЛОГОВОГО И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА

(рекомендации для родителей)

Данные рекомендации помогут родителям продолжить развитие навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста.

Большинство игр не требует дополнительного оборудования, и могут проводиться в любой момент: во время ожидания в поликлинике, по дороге в детский сад или магазин, во время совместного чаепития, во время длительных поездок  и т.д.

1. Подобрать слова на заданный звук (минимум 10 слов): слова на звук «В» – ворона, воробей, варежка, валенки, ворота, вулкан и тд.; слова на звук «В’» – вилка, виноград, венок, вишня, велосипед, вешалка и тд.

Родитель не даёт готовый ответ ребёнку, а наводящими вопросами подталкивает ребёнка к верному ответу (это элемент зимней одежды для рук – варежки, обувь деда Мороза – валенки).

2. Составлять различные слова из букв разрезной азбуки: лук, стул, масло, белка и т.д.

3. Вспомнить слова с заданным количеством слогов: 1 слог - мак, ток, кот, тир и т.д.; 2 слога – каша, кошка, шуба, мыло, ноты и тд.; 3 слога – бумага, радуга, расчёска, машина, молоко и т.д.

4. Подобрать слова с заданным количеством звуков: 3 звука –мир, сон, сом, кит, том и т.д.; 4 звука – торт, пума, дома, маки и т.д.

5. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков: Какое слово получится из звуков – «о-с-а»?

6. Составление слов из слогов, данных вразбивку: ты-ко-коты, ша-ка-каша, ли-ма-на-малина, би-ка-на-кабина и т.д.

7. Вставить пропущенные буквы в слова: му.а, до.ка, поч.а, мо.ка и .т.д.

8. Образование новых слов с помощью добавления новых звуков: Какой звук нужно добавить, чтобы получилось новое слово? -  «ток-сток, рот-крот, пар-парк».

9. Образование новых слов с помощью добавления новых звуков к заданному слогу: БА – бал, бак, банк, бант, банка, банан и т.д.; УТ – утка, утро, утюг, утёс, утварь, утешение и т.д.

10. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на другой: бантик-фантик, лак-рак, том-ком и т.д.

11. Образование из звуков данного слова как можно большего количества слов: КАРУСЕЛЬ – лак, рак, лук, рука, сук, лес, руль, лекарь и т.д.

12. Подобрать слова, в которых заданный звук в начале, середине или в конце слова: туча, стол, бант; майка, комод, налим и т.д.

13. Цепочки слов: от первого слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова – сом-мост-торт-ток-кот и т.д.

14. Подобрать как можно больше слов на заданную тему: ПРОДУКТЫ – хлеб, консервы, кефир, сухари, сардельки, фарш; ЧУВСТВА – радость, счастье, горе, страх, любовь, досада и т.д.

15. Подобрать синонимы к заданному слову: ДОМ – жилище, квартира, приют, угол, обитель, кров, жильё, берлога, логово, нора и т.д.

16. Определение количества слов в предложении: Сколько слов в предложении «Мама моет посуду»? Какое слово первое, какое второе, какое третье?

17. Составление предложений, состоящих из данных слов (в начальной форме): мама, мыть, посуда – мама моет посуду.

18. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам.

19. Придумать предложение, в котором все слова начинаются на один и тот же звук (заканчиваются на один и тот же звук, содержат один и тот же звук в слове): Мама моет морковь; Нина принесла дрова; Весной много одуванчиков.

20. Распространение предложений путём увеличения количество слов: Утром пошёл дождь – Ранним утром пошёл проливной, холодный дождь.

21. Сокращение предложений путём уменьшения  количества слов: Ясным зимним днём солнце светит ослепительно ярко – Зимой солнце яркое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей подготовительного к школе возраста и их родителей ко Дню Матери с организацией совместной деятельности с анализом рассказа Н.Артюховой "Большая береза"

Комплексное открытое занятие для детей подготовительного к школе возраста основано на ознакомлении и анализе рассказа Н.Артюховой "Белая береза", включает совместную образовательную и развлекательную ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР

Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

коррекция дисгарфии у детей дошкольного возраста на почвуе анрушения языковго анализа и синтеза...

Упражнения для развития у детей дошкольного возраста слогового и языкового анализа и синтеза

В материале представлены игры и упражнения для развития cлогового анализа и синтеза, а так же упражнения для развития языкового анализа и синтеза....

Формирование языкового анализа и синтеза на этапе подготовки к школе

Языковой анализ и синтез являются когнитивными операциями над языковыми единицами, которые в совокупности дают возможность полно и всесторонне познать языковую действительность. Языковой анализ и синт...