Логопедический проект «Такие разные слова»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Логопедический проект по активизации словаря у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие словаря детей с ТНР14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Такие разные слова» по активизации словаря у детей с ТНР посредством дидактических игр

Автор проекта: учитель – логопед: Алексеева Г.Н.

Тип проекта: практико - ориентированный, творческий 
Продолжительность: краткосрочный  (14.02 – 24.02. 2022 г.) 
Участники проекта:  учитель-логопед, воспитанники старшей и подготовительной групп, родители. 

Актуальность проекта: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые, ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения.

Цель проекта: Активизация и расширение словарного запаса у детей с ТНР дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи проекта:

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные с уменьшительными суффиксами

Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным

Совершенствовать фонематические представления, навыки звукового анализа: умение выделять первый и последний звук в слове

Активизировать зрительное и речевое внимание детей

Воспитывать культуру речевого общения: умение отвечать на вопросы полным предложением

Способствовать снятию психологического напряжения в процессе коммуникации с взрослыми и сверстниками

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1.Подбор игровых упражнений и дидактических игр.

2. Подбор наглядного материала (в т.ч.фотографий, презентаций и др.)

2 этап – основной (практический):

1. проведение разнообразных форм образовательной деятельности по активизации слова  дошкольников. Для обогащения и активизации лексики используются специальные задания, дидактические упражнения. Часто используется:

— Речевой образец;

— Повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

— Объяснение происхождения слова;

— Ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой) ;

— Договаривание слов, недосказанных логопедом;

— Различные игры, которые также способствуют развитию словаря антонимов, прилагательных.

2.знакомство детей с некоторыми новыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;

3. игровая деятельность: организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы

4. Вовлечение родителей в деятельность, консультирование родителей, раскладки

3 этап – заключительный.

Продукт проекта: работы детей: «Подскажи словечко»

фотоотчет

Предполагаемый результат: работа над проектом позволит расширить объем импрессивной и экспрессивной речи, продолжается обогащение, закрепление и активизация словаря: продолжать развивать представление об окружающем , продолжается целенаправленное обогащение словаря за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;

  обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."

Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа.      Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

Речевой проект "Такие разные слова"

Цель проекта: Знакомство с многообразием слов родного языка...

Долгосрочный проект "Такие разные слова"

Русский язык богат огромным количеством и разнообразием слов и словосочетаний, которые дают возможность людям:- общаться между собой;- точно и лаконично передавать свои мысли;- образно выражатьс...

Проект "Такие разные слова"

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Краткосрочный проект «Такие разные слова»

Овладение активным словарем у детей дошкольного возраста, становится одной из основных задач речевого развития, так как объем активного словаря, точность понимания и употребления слов, умение использо...