Проект "Такие разные слова"
проект (старшая группа)

Лычкина Надежда Викторовна

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_slova.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Такие разные слова

Паспорт проекта

Автор проекта: учитель-логопед МДОУ «Детский сад «47» Лычкина Н.В.

Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный  

Продолжительность проекта: учебный год.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель –логопед, родители.

Возраст детей: 5 – 7 лет

Описание проекта

Актуальность:

        В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития.

Цель проекта:  Расширение, пополнение  и активизация  словаря у детей с нарушениями речи.

Задачи:

  1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.  
  2. Развивать речевые и творческие способности детей.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
    Увеличить объем коррекционного воздействия,  повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
  4. Побуждать детей к совместной деятельности.
  5. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.  
  6. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
    2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
    3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Для детей:

- активизация словаря у детей с ОВЗ;

- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный:

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

  • Основной (или этап реализации проекта):

Проведение  запланированных мероприятий для реализации проекта (словесные и дидактические игры, логопедические упражнения, творческая деятельность – изготовление словарей, подбор иллюстраций, рисунки детей).

  • Заключительный:

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.  

Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку мини-библиотеки книжек-самоделок, изготовление лепбука  «Раз- словечко, два – словечко».

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап

1

Изучение и сбор теоретического и практического материала по использованию проектного метода. Составление плана реализации проекта. Поисковая работа по подбору материала.

январь

2

Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Такие трудные слова».

Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей
Консультация  для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»

Буклет для родителей  «Развиваем правильную речь»
Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка)

январь - апрель

Основной этап

3

Знакомство детей с неизменяемыми словами на занятиях, в дидактических играх и упражнениях:  «Кафетерий», «Путешествие» и др.

Подбор материала и иллюстраций для страничек словаря «Упрямые слова»

январь

4

Знакомство детей с синонимами на занятиях и в дидактических играх и упражнениях: «Подбери слова», «Кто больше скажет слов?», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово» и др.

Подбор материала и иллюстраций для страничек словаря «Слова-друзья»

февраль

5

Знакомство детей с антонимами на занятиях и в дидактических играх и упражнениях: «Скажи наоборот», «Найди другое слово», «Как сказать по-другому», «Закончи фразу», «Закончи предложение», «Назови слова-неприятели», «Сравни», «Противоположности» и др.

Подбор материала и иллюстраций для страничек словаря «Слова наоборот»

март

6

Знакомство детей с паронимами на занятиях и в дидактических играх» и упражнениях «Угадай пару», «Лото»

Подбор материала и иллюстраций для страничек словаря «Слова-близнецы»

апрель

Заключительный этап

7

Выставка мини-библиотеки книжек-самоделок

май

8

Совместный праздник для детей и родителей «Праздник красивой речи»

май

Результативность:

  • Расширение, обогащение и активизация словаря у детей с ОВЗ, сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.



           Прогноз возможных негативных последствий. 
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.


                               
Список использованной литературы: 

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."

Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа.      Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

"Такие разные слова"

План- конспект открытого занятия с участием родителей по развитию речи....

Речевой проект "Такие разные слова"

Цель проекта: Знакомство с многообразием слов родного языка...

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"...

Дидактическое пособие "Такие разные слова"

Знакомясь с миром «Русского языка», ребенок узнает, что в речи бывают разные слова, и они состоят из разных звуков, и из них можно составить разные предложения.  А самое интересно и с...