Долгосрочный проект "Такие разные слова"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Дисенко Ольга Викторовна

 

Русский язык богат огромным количеством и разнообразием слов и словосочетаний, которые дают возможность людям:

- общаться между собой;

- точно и лаконично передавать свои мысли;

- образно выражаться 

Но чтобы дети научились применять новые слова на практике, их необходимо не только найти, запомнить и знать, но и уметь адаптировать их в разговорную речь. Мы знаем, что существует пассивный лексикон и активный, и поэтому новые слова, которые они изучили, как правило, находятся в пассивном состоянии. Соответственно, наша задача – перевести их в активный лексикон и применять в своей повседневной манере общения. Известно, чтобы что-то куда-то добавить, необходимо освободить место для нового. Тот же принцип действует и с пополнением словарного запаса. То есть, прежде чем начать обогащаться новыми словами, необходимо подготовить сознание детей к новым словам и словосочетаниям. В этом и поможет проект «Такие разные слова».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_slova.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Павлоградского муниципального района Омской области

Долгосрочный проект для детей с ОНР

«Такие разные слова»

2020-2021 учебный год

                                                                                                       

   Учитель-логопед Дисенко О.В.

Познавательно речевой проект «Такие разные слова».

(Для старших дошкольников с ОНР).

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста-это владение нормами и правилами родного язык, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря. Как вызвать интерес к слову? Как дать детям понятие «слово»? Как сделать этот процесс увлекательным и интересным?

Проект «Такие разные слова»-совершенствует устную речь будущих школьников, дает возможность думать, творить, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные возможности, обогащать словарь, формировать грамматические структуры речи. Он организует наблюдение детей за языковой действительностью, делает этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Логопедический проект носит коррекционную направленность. На занятиях дети находятся не только в роли наблюдателей, но и являются активными деятелями в процессе изучения слова. Дети, участвуя в нем, упражняют свои речевые возможности, тренируют свои языковые умения и навыки. Также проект направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то что нашел и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи. Нужно только найти это и падать детям и побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Актуальность

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами. Развитие словаря характеризует не только так как это увеличение количество используемых слов, но и понимание различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, так как это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от взрослой нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и и полно могут объяснить значение знакомого слова.

Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Цель проекта: Формирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

-формирование представлений о слове, как о семантической единице;

-на уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка;

-уточнение и обогащение словаря детей;

-развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;

-воспитание любви и интереса к речи, слову.

Объект: Словарный запас детей.

Гипотеза: предполагается, что использование занятий. Развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.

Участники проекта: дети логопедической группы, учитель логопед, родители.

Сроки реализации и возраст детей: проект долгосрочный рассчитан на 1 год (с октября по май), с детьми подготовительной группы.

Формы работы: занятия, которые проводятся в игровой форме, занятия-соревнования. Дети решают проблемные вопросы, «делают» маленькие открытия.

Продолжительность занятий: в подготовительной группе-30минут.

Структура проекта.

Проект «Такие разные слова» состоит из двух этапов.

I тап. «Всему название дано…»

Он включает в себя разделы:

  1. Слова-предметы.
  2.  Слова-признаки.
  3. Слова-действия.

II этап. «О чем говорит слово»

  1. Слова с уменьшительно-ласкательными увеличительным значением.
  2. «Слова наоборот» (антонимы).
  3. «Слова приятели» (синонимы).
  4. Многозначные слова.
  5. Сложные слова.
  6. Родственные слова.
  7. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные).
  8. Слова рифмушки.

Предполагаемые результаты проекта: формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; их точное использование по смыслу. Вовлечение родителей в поисковую деятельность, создание совместно с детьми книжек-малышек («Большие и маленькие слова», «Слова-родственники», «Сложные слова», «Слова-приятели», «Слова-наоборот», «Многозначные слова», «Упрямые слова».

Реализация логопедического проекта «Такие разные слова»

Месяц

Тематические мероприятия

Цели

Октябрь

Проведение фронтальных, п/групповых  занятий «Слова – предметы.»

«Слова – признаки.»

«Маленькие слова-предлоги».

Применение речевых игр в режимных моментах дня

дать  представление о понятии «слово, предложение, живое, неживое», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения;

дать понятие о словах-признаках , упражнять в согласовании прилагательных с существительными: тренировать детей в составлении простого распространённого предложения;

Познакомить детей с понятием предлог.  

Активизировать количественный рост словаря и качественное обогащение словаря.

  Ноябрь

Проведение фронтальных, п/групповых занятий. «Слова – действия» «Что такое приставка?».

Индивидуальные консультации: «Что такое –трудные слова?» (нарушение слоговой структуры слова у детей)»

дать понятие слово – действие; уточнять и расширять глагольный словарь;

Познакомить детей с понятием приставка; упражнять в образование глаголов с приставками, уточнить значения полученных слов.

 Дать родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова» у детей (причины, структура). Приемы речевых игр для коррекции нарушения ССС дома.

Декабрь

Проведение фронтальных, п/групповых занятий «Слова-малышки», «Ласковые слова» «Слова- великаны»

Применение речевых игр в режимных моментах дня

Познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов- существительных и прилагательных; со словами –великанами *Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования. 

 Активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение.

Январь

Проведение фронтальных, п/групповых занятий «Слова наоборот» (антонимы). «Слова приятели» (синонимы).

Применение речевых игр в режимных моментах дня

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

Активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками

Февраль

Проведение фронтальных, п/групповых занятий «Многозначные слова»

Консультация для родителей «Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей с НР 7-го года жизни»

Познакомить детей с понятиями «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название)

 Развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки)

Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

 Активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение.

Март

Проведение фронтальных, п/групповых занятий «Упрямые слова» (неизменяемые существительные).

«Сложные слова.»

Дать детям понятие «неизменяемые существительные» (слова которые всегда произносятся одинаково) 

упражнять в согласовании прилагательных с неизменяемыми существительными: тренировать детей в составлении предложения;

Дать представление о том, как образуются сложные слова, упражнять в словообразовании сложных слов из двух простых.

Апрель

Проведение фронтальных, п/групповых занятий «Родственные слова»

Применение речевых игр в режимных моментах дня

Дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов).

Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования. 

 Активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение.

Май

Проведение фронтальных, п/групповых занятий «Слова – рифмушки»

Совместное изготовление с родителями книжек-малышек.

Просмотр мультимедийного словаря «В мире слов»

Дать  представление о понятии «рифма».

Упражнять в подборе слов –рифм, развивать чувство рифмы (придумывание рифмованных строчек, стишков, нахождение «ошибок» и «нелепиц» в заданных стихотворных текстах на слух).

 Закрепление пройденного материала в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."

Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа.      Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

"Такие разные слова"

План- конспект открытого занятия с участием родителей по развитию речи....

Речевой проект "Такие разные слова"

Цель проекта: Знакомство с многообразием слов родного языка...

Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.

Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг....