Конспект логопедического занятия "Путешествие в подводный мир"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Прокофьева  Татьяна Геннадьевна

Логопедическое занятие "Путешествие в подводный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в подводный мир21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме «Рыбы» «Путешествие в подводный мир»(подготовительная к школе группа)с использованием интерактивного стола «Интошка» Учителя-логопеда  Прокофьевой Т. Г.

Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи.

Образовательные:

- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;

- обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;

- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

 

Коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность детей;

- закреплять правильную артикуляцию звука [р];

- развивать фонематический слух, навык звукового анализа;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику.

 

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к живой природе;

- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;

- воспитывать активность и любознательность.

 

Оборудование.

Бумажные кораблики, буква Р, предметные картинки «Рыбы», интерактивный стол «Интошка»

Ход занятия.

1.Организационный момент. 
Отгадывание загадки.
Логопед: Дети, давайте отгадаем загадку.

Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)

Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])

 2.Объявление темы занятия.

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в  путешествие и познакомимся с речными, морскими и аквариумными  обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.

 3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук  «Стихи для развития речи»)

Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки). 
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам), к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а на чём мы поплывём? На моторной лодке, приготовьтесь,  взяли руль и завели мотор «р-р-р», направо, налево, прямо, останавливаемся, «рь-рь-рь», сейчас мы на середине озера(садимся на стульчики), давайте посмотрим, каких озёрных обитателей мы можем увидеть? (Выставляется картинка ОЗЕРО)

4.Игра «Сосчитай  сколько рыб» (игра с кубиком)

- Я увидела, что к лодке подплыл 1 сом.

 Ответы детей: я вижу  в воде плавают 5 щук, 3 леща, 2 сома, 4 ерша, 6 карасей, 2 окуня, 5 плотвиц, т.д.

5.Беседа с детьми.

 Логопед: Ребята, посмотрите на рыб внимательно. Какие части есть у рыб? У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. Чем покрыто тело рыб?  Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. С помощью чего рыбы дышат? С помощью жабер.  Они помогают рыбке дышать. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники? Чем рыбы отличаются от зверей? Чем люди ловят рыбу? Как называется человек , который ловит рыбу?

6.Игра «Доскажи словечко» Подбор родственных слов к слову «рыбак».

Логопед:

Есть у нас волшебный пруд.
Караси в пруду живут.
Поскорей ты их лови,
Родственное слово назови.

Ребята, помоги рыбаку наловить рыбы. Подбери родственные слова к слову «рыбак».

Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму:

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как…….РЫБЫ.

Я б хвостом махала  гибким

И резвилась словно…….РЫБКА

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая……..РЫБЁШКА

Выплывает, корм ища,

Пребольшая ……..РЫБИЩА

Эх, сорвался мой улов!,

Рассердился ……РЫБАЛОВ

Рыба не клюёт никак,

Видно, я плохой …….РЫБАК

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день ………….РЫБАЧИТ

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась…….РЫБАЛКА

А теперь мы возвращаемся с рыбалки, заводим наши моторные лодки.

 7. Работа над речевым дыханием.

Упражнение  «Лодочка».  Цель: развивать длительный плавный выдох.

Логопед: Давайте поможем нашим лодочкам  плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на лодочки.

Лодочки, сделанные из тонкой яркой бумаги,  ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные лодочки, соревнуясь, чья лодочка  одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.

По волнам корабль плывёт.              

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай                    

И кораблик опускай.

А сейчас мы с вами отправимся в морское путешествие «Шум моря»- аудиозапись

Ой, посмотрите волны на берег  выбросили коробочку  ……, а там конверты. А в конвертах -  игра.

8. Игра «Собери разрезную картинку». Дети собирают картинки и выполняют фонематический анализ названий морских обитателей: акула, кит, скат, камбала, дельфин, краб, касатка.

9.Игра «Чей? Чьи? Чья?» Акулья голова, китовый хвост, тресковые плавники, крабовый панцирь,  дельфиний хвост, камбаловые плавники

10.Игра «Словечко потерялось» А что у нас ещё здесь? Это предложения, но волна смыла маленькие слова – предлоги, давайте прочитаем и подумаем какие слова пропали?

Крабы зарываются … песок.

 11. Артикуляционная гимнастика

Логопед:
- Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет)
- А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним  гимнастику языка.

упражнение «Чистим зубки»;

упражнение «Качели»;

упражнение «Кружок»;

упражнение «Вкусное варенье»;

упражнение «Грибок»

упражнение «Барабанщик»

Лошадка – грибок - гармошка» (переключение артикуляционных поз)

 12. Анализ артикуляционного уклада звука [ р]. 

Логопед: Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Возьмите зеркала. Произнесите звук [ р].

- Где находится язычок при произнесении звука [ р]?

- Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.

- Это гласный или согласный звук?

- Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли при произношении звука горлышко?

- Значит, он звонкий или глухой?

Итак, звук [ р] согласный, звонкий. 

13. Игра « Поймай рыбку»  с использованием интерактивного стола «Интошка»

14. Соотнесение звука с буквой Р

Логопед:  Звук [р] на письме обозначается буквой Р.

На что похожа буква Р ? (Ответы детей)

 Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

 Ручка круглая у трости,

Трость для деда сделал Костя.

(В.Волина)

Эта буква состоит из палочки и полуовала. А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.

15. Игра «Найди домик»

16. Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла. 

Рыбка хвостиком  махнула,

Рыбка быстро уплыла.

И приплыла золотая рыбка….,а куда вам поможет загадка

Чем отличаются аквариумные рыбки от морских и речных?

17. Игра «Найди правильный аквариум»

Логопед: Посмотрите, у нас 3 аквариума с разным количеством слогов ( гуппи, неон, сомик, петушок, гурами, меченосец, скалярия) Куда поплывёт твоя рыбка?

18. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.

Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

 

19. Толкование пословицы.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?

Ребята, есть русская пословица  «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

20. Чтение скороговорок

Итог занятия.

Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались, золотая рыбка принесла вам угощение (печенье- рыбки) Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - конспект. Подготовительная группа. Рисование "Подводный бал". Нетрадиционные приемы в рисовании.

Рисование с использованием нетрадиционных  приемов.Занятие  "Подводный бал"(2 занятия)           Программное содержание: Совершенствовать технические изобр...

Конспект занятия: "Путешествие в подводное царство"

Учить детей добывать знания о морских обитателях об их приспособленности к жизни в воде....

Конспект НОД «Путешествие в подводное царство» ( средняя группа)

Конспект НОД " Путешествие в подводное царство"( Средняя группа)Образовательная область: Познание. ФЭМП....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР по теме «Путешествие в подводный мир»

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"

Цель занятия: познакомить детей с многообразием подводного мира.Развивающие:Развитие словаря по теме «Рыбы»Совершенствование координации речи с движениемРазвитие общих речевых навыков.Разв...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир и его обитатели"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир и его обитатели"...