"Таинственный клад" - интерактивная папка по автоматизации звука "Ш".
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

 Цель моей интерактивной папки: Развитие фонематического восприятия, звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшей группы; автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах.При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимость разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.

Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.В моей тематической папке собраны следующие дидактические и словесные игры, игровое задания «Письмо кота Леопольда», «Змейкины шипелки», «Рюкзачок кладоискателей», «Паровозик путешественников», «Сломанный мостик», «Таинственный лес», «Лесной поэт», «Волшебные ключи», «Долгожданный клад», «Домино», схема-карта.    Для создания мотивации и стойкого интереса к содержанию папки мною были использованы следующие игровые приемы: создание сказки «Таинственный клад» по мотивам сказки «Таинственный клад» Анатолия Резникова, и вместе с героями папки отправиться в увлекательное путешествие, увидеть необычное и удивительное в привычной для детей обстановке, поощрительные призы – фишки, воздушные шары. Пройдя до конца папки, весь маршрут, выполнив все задания детям предлагается вспомнить, какие задания они выполняли, какие было пройти легко, а какие вызвали затруднения.  

    В работе с детьми можно использовать все игры, частично или только одну игру. При использовании папки другими педагогами были предложены множество разных вариантов заложенных игр, которые отвечали поставленной цели. Ознакомившись с заданиями папки, дети могут использовать папку самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию свой вариант знакомства с папкой:  

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Интерактивная папка «Таинственный клад».

Цель: Развитие фонематического восприятия, звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшей группы; автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах.

                 C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_150957.jpg

                 C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151038.jpg

У окна в мягком кресле сидит кот Леопольд. Лучи теплого летнего солнца падают на обложку книги. Неожиданно в тишине раздается мышиный вопль «Леопольд, выходи!». Прислушался кот, а со двора снова: «Леопольд, выходи!» Вышел кот во двор, огляделся по сторонам, никого нет. Где же мыши? А за ним из кустов наблюдают два задиристых мышонка – белый и серый. «Опять эти проказники что- то замышляют?»- подумал Леопольд. И решил проучить мышат. Написал им послание, вложил в конверт и послал по адресу «В подвал. Мышам».

Игровое задание «Письмо кота Леопольда».

Задачи: Закрепление правильной артикуляции шипящих звуков, развитие артикуляционной моторики.

                                               

 Получили мышата письмо, вскрыли конверт, и перед ними оказалась карточку с картинками, а в конце письма нарисован клад. И надо эти картинки на карте расшифровать, чтобы получить настоящую карту сокровищ (Выполняют артикуляционную гимнастику по картинкам-подсказкам)

                             C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151157 (2).jpg                                 

И вот она долгожданная карта сокровищ! А на карте есть и «роза ветров» и направление стран света, и крестик, который указывает, где искать сокровища. Клад, клад, клад…- радостно шепчут мышата. И в их воображении возникают несметные сокровища и, конечно, большая головка сыра. Быстро снарядились мыши в дорогу, взяли с собой лопату, кирку, моток веревки и решили положить это все в свой рюкзачок, да не тут-то было! Вдруг кто –то как зашипит!

Игровое задание «Змейкины шипелки».

Задачи: Закрепление правильного произношения изолированного звука.

                         

                     

Решили мышата напугать змейку. (Длительное произнесение звука «Ш» и одновременно движение пальчиком по спирали на картинке).

Стали мышата складывать, приготовленные в дорогу вещи в рюкзак, а они не лезут ни как, что-то мешает…

Игровое задание «Рюкзачок кладоискателей».

Задачи: Развитие зрительного внимания, автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях.

                            C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151120.jpg

Стали мышата освобождать рюкзачок, а там чего только нет, и шарики, и матрешки, и старые шахматы. (Обводят фломастером контур предметов, изображенных на картинке с несколькими наложенными изображениями. Называют предмет, четко проговаривая звук «Ш". Придумывают с этим словом сложноподчиненное предложение, рассказывая для чего нужен в путешествии этот предмет мышам.)

Собрались мышата и двинулись на поиски клада, спешат, боятся, как бы кто-нибудь другой не опередил их. А тут, как раз, паровоз со станции оправлялся. Но что-то случилось! Все пассажиры столпились у дверей.

Игровое задание «Паровозик путешественников».

Задачи: Закрепление у детей умения делить слова на слоги и определять количество слогов.

                   C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151234 (2).jpg

Решили мышата помочь машинисту поезда рассадить пассажиров по вагончикам. (Делят слова -название картинок на слоги и по количеству слогов определяют вагончик).

Наконец-то, все уселись и поехали… Приехали они к речке. Вот уже совсем близко, осталось речку перейти, и они в лесу, где клад зарыт. У мышат от нетерпения зачесались носики и заблестели глазки! Но какое было разочарование, когда они увидели разрушенный, старый мост.

 Игровое задание «Сломанный мостик».

Задачи: Развитие фонематического слуха. Закрепление у детей умения выполнять звуковой анализа и синтез слогов.  C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151038.jpg             C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151637 (2).jpg

Решили мышата соединить дощечки на мостике с помощью звуковой песенки. (Выкладывают открытые и закрытые слоги (дощечки) с помощью кружочков; называют слоги, одновременно ступая пальчиками на кружочки).

Попали мышата в таинственный лес. На полянке с яркими красивыми цветами остановились, развернули карту, и белый мышонок громко прочитал: «Пять шагов на запад от  старой березы». Отсчитал положенные шаги и произнес: «Здесь!»

Игровое задание «Таинственный лес».

Задачи: Развитие фонематического слуха. Закрепление у детей умения выполнять звуковой анализа и синтез слов.

Чтобы узнать, где это место, надо мышатам найти ориентир-предмет. (Подбирают картинку к заданной схеме слова).

C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151328.jpg    C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151429.jpg

Схватил серый мышонок кирку и давай бить по земле изо всех сил. Зашевелилась земля, осыпалась, и появился крот, а на лбу у него прямо на глазах вздулась огромная шишка. «Ой, мы не хотели, мы больше не будем!»- заныли мышата.

Игровое задание «Лесной поэт».

Задачи: Развитие чувства ритма, слуховой памяти. Автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях.

                                   . C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151234.jpg

Крот оказался лесным поэтом. Он попросил мышат помочь ему закончить стихи. (Подбирают рифму к заданному слову). Крот поблагодарил мышат и подарил им волшебные ключики, которые, якобы, открывают сундук с сокровищами.

Заработали мышата лопатой, киркой, помогают себе лапками, только комья земли летят во все стороны. И вот в яме показался огромный сундук. Подняли его мышата на веревке наверх. Вот они сокровища! Только как этот сундук открыть? Висит на нем огромный замок, а ключа нет.

Игровое задание «Волшебные ключи».

Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в  чистоговорках и скороговорках.

            C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151038.jpg

И вспомнили тут мышата про ключи, которые им дал крот и как их подобрать к замку. (Произносят чистоговорку или скороговорку со зрительной опорой на картинки).

Откинулась крышка сундука, и появился оттуда кот Леопольд. Посмотрел он на кладоискателей, подошел, поправил галстук- бабочку, улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!».

Последнее игровое задание «Долгожданный клад»

Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Ш», развитие внимания, мышления, памяти.

                    C:\Users\novos\Pictures\IMG_20210416_151826 (2).jpg

Чтобы мышата не расстраивались, со всеми дружно жили Леопольд подарил им игру – домино. (Находят слова с заданным звуком «Ш» в разных позициях, произносят.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка для автоматизации звуков р-рь

Отлично подобранный материал с отработкой звуков в разных позициях (не помню, откуда у меня появился, спасибо неизвестному автору!)...

Мастер-класс. Как изготовить интерактивную папку (лэпбук) "Мой город"

Уважаемые педагоги, предлагаю Вам мастер-класс с  идеями по изготовлению творческой тематической папки "Мой город"...

Лэпбук «Смекалочка» интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.

Лэпбук «Смекалочка» интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.Лэпбук "Смекалочка" интерактивная папка, как часть предметно-развивающей среды в средней группе.Лэпбук -...

папка-передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Данный консультативный материал предназначен для знакомства родителей с приемами и игровыми упражнениями, которые можно использовать для автоматизации звуков в домашних условиях. Данные приёмы способс...

Лего-конструирование «Построй свою историю. В поисках таинственного клада » для детей 4-5 лет

Лего-конструирование «Построй свою историю. В поисках таинственного клада » для детей 4-5 лет Тема: «Построй свою историю. В поисках таинственного клада»(для...

Папка - передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Папка - передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"...

Сценарий летнего развлечения: «В поисках таинственного клада»

- создать условия для активного отдыха дошкольников;- развивать у детей внимание, скорость, ловкость, выносливость;- совершенствовать двигательные навыки дошкольников;- развивать умение применять полу...