Тема: «Система коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ»
статья по логопедии

Сирина Алёна Сергеевна

Одним из  важнейших условий эффективности логопедической  коррекционно-развивающей работы является  понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания детей с ОВЗ.  В МАУДО «Детский сад № 8» я взаимодействую со специалистами: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели группы.

Модель взаимодействия специалистов

Цель данного взаимодействия  - создания единого коррекционно-развивающего пространство и построение системы сопровождения коррекционно - развивающей работы в  группах компенсирующей направленности учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя и воспитатели,  предусматривающие полную интеграцию действий всех педагогов. Для формирования умений и навыков детям с АООП необходимо многократное повторение изучаемого материала  у разных педагогов.

Непосредственно образовательная деятельность построена с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития  детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития

Логопедическое сопровождение выстраивается в соответствие с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7лет) под автором Н.В. Нищевой. Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского  сада и  родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, формирования базовых психических процессов,  всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Система  коррекционно-развивающей работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению ими содержания образования. Специфика выбора конкретных задач зависит от индивидуальных особенностей детей.

В наш детский сад в логопедические группы поступают дети не только с фонетико-фонематическим недоразвитие речи, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. дети-инвалиды). В связи с этим всё более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья деток. Возникает необходимость  применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В коррекционно-развивающей работе с детьми используем следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:

  • Игры на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с  массажным мячом су-джок, с бусинками, ракушками, сухим бассейном). Мозаика, развитие элементарных графических навыков, штриховка, лепка.

- пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребёнка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок запоминает стишки. В ходе игры расширяется представления ребёнка об окружающем мире, пополняется словарный запас, улучшается внимание и память, развивается у ребенка творческая способность и фантазия.

  • Ниткография выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть рисование с помощью нити. Способствует развитию ориентировки в пространстве, развивает мелкую моторику рук, 
  • Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
  • Дыхательная гимнастика способствует развитию глубокого вдоха и  длительного выдоха. Благодаря таким упражнениям у детей вырабатывается умение правильно дышать в процессе речи.
  • Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умения расслабляться позволяет устранить беспокойство. Возбуждение, скованность, восстанавливает силы. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.
  • Кинезиологические упражнения направлены на развитие и совершенствование высших психических функции мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможности его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
  • Су-Джок терапия - регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функции организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Упражнения с  массажным мячом су-джок не только оказывает благоприятное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарные взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, памяти, вниманию, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для  успешной подготовки детей в школе.
  • Пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снижает мышечную напряженность, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие действия, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку. 
  • Игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку  способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
  • Технология В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» это многофункциональная предметно развивающая среда, которая позволяет решать множество задач, предусмотренных ФГОС ДО. У детей формируется познавательная активность, можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, вариантов - множество, всё зависит от фантазии педагога и детей. Все детали можно использовать как счётный материал по математике, составлять красивые узоры из цветов и листьев. «Фиолетовый лес» - не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей.   

Можно сделать вывод, что такие технологии здоровьесбережения создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи. Методы и  приёмы, формы  и содержание должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Системная и последовательная коррекционно-развивающая работа всех педагогов образовательного процесса позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть потенциальные возможности ребенка в процессе  его развития и дальнейшей социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sirina_a.s.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ»

Учитель - логопед: Сирина Алёна Сергеевна

МАУДО «Детский сад №8»

Одним из  важнейших условий эффективности логопедической  коррекционно-развивающей работы является  понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания детей с ОВЗ.  В МАУДО «Детский сад № 8» я взаимодействую со специалистами: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели группы.

Модель взаимодействия специалистов

        

Цель данного взаимодействия  - создания единого коррекционно-развивающего пространство и построение системы сопровождения коррекционно - развивающей работы в  группах компенсирующей направленности учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя и воспитатели,  предусматривающие полную интеграцию действий всех педагогов. Для формирования умений и навыков детям с АООП необходимо многократное повторение изучаемого материала  у разных педагогов.

Непосредственно образовательная деятельность построена с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития  детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития

Логопедическое сопровождение выстраивается в соответствие с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7лет) под автором Н.В. Нищевой. Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского  сада и  родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, формирования базовых психических процессов,  всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Система  коррекционно-развивающей работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению ими содержания образования. Специфика выбора конкретных задач зависит от индивидуальных особенностей детей.

В наш детский сад в логопедические группы поступают дети не только с фонетико-фонематическим недоразвитие речи, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. дети-инвалиды). В связи с этим всё более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья деток. Возникает необходимость  применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В коррекционно-развивающей работе с детьми используем следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:

  • Игры на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с  массажным мячом су-джок, с бусинками, ракушками, сухим бассейном). Мозаика, развитие элементарных графических навыков, штриховка, лепка.

- пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребёнка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок запоминает стишки. В ходе игры расширяется представления ребёнка об окружающем мире, пополняется словарный запас, улучшается внимание и память, развивается у ребенка творческая способность и фантазия.

  • Ниткография выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть рисование с помощью нити. Способствует развитию ориентировки в пространстве, развивает мелкую моторику рук,  
  • Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
  • Дыхательная гимнастика способствует развитию глубокого вдоха и  длительного выдоха. Благодаря таким упражнениям у детей вырабатывается умение правильно дышать в процессе речи.
  • Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умения расслабляться позволяет устранить беспокойство. Возбуждение, скованность, восстанавливает силы. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.
  • Кинезиологические упражнения направлены на развитие и совершенствование высших психических функции мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможности его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
  • Су-Джок терапия - регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функции организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Упражнения с  массажным мячом су-джок не только оказывает благоприятное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарные взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, памяти, вниманию, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для  успешной подготовки детей в школе.
  • Пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снижает мышечную напряженность, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие действия, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку.  
  • Игротерапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку  способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
  • Технология В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» это многофункциональная предметно развивающая среда, которая позволяет решать множество задач, предусмотренных ФГОС ДО. У детей формируется познавательная активность, можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, вариантов - множество, всё зависит от фантазии педагога и детей. Все детали можно использовать как счётный материал по математике, составлять красивые узоры из цветов и листьев. «Фиолетовый лес» - не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей.    

Можно сделать вывод, что такие технологии здоровьесбережения создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи. Методы и  приёмы, формы  и содержание должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Системная и последовательная коррекционно-развивающая работа всех педагогов образовательного процесса позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть потенциальные возможности ребенка в процессе  его развития и дальнейшей социализации в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Приложения к методической разработке на тему:"Система коррекционной логопедической работы по устранению врождённой открытой ринолалии в послеоперационный период".

Массаж при ринолалии.Логопедическая гимнастика при ринолалии.Комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания. Схема : Приёмы коррекции голоса у детей с диагнозом ринолалияСхе...

Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....

Тема: «Система коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ»

Тема: «Система коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ»Учитель - логопед: Сирина Алёна СергеевнаМАУДО «Детский сад №8» Одним из  важнейших условий эффектив...