Самообразование на тему: «Волшебный фонарик» Использование игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в развитии речи детей 2 младшей группе.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Густайтене Екатерина Александровна

Актуальность 

 

Игры с фонариком!

Не знаю, кому интереснее, мне или детям.

 

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и воспитателям ,работающим в дошкольном учреждении се сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными  занятиями, и для  повышения эффективности коррекционной  работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

 

Наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые. Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.

 

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

 

Представляемые мной игры можно использовать:

 

На групповых занятиях, при изучении лексического материала;

Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;

При решении математических задач;

При работе над грамматическими категориями;

В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);

Участники проекта: дети 2 младшей группы и воспитатель.

Время реализации проекта : 1 учебный год.

 Цель : Повышение качества НОД по развитию речи в  коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматических категорий.

 

Задачи проекта

Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.

Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.

Закрепить речевые навыки, полученные в игре.

Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Активизировать взаимосвязь между педагогами  и родителями.

 

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

I Этап подготовительный

август - сентябрь 2021 года.

Изучение методической литературы, интернет источников. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

1

Изучение методической литературы, интернет ресурсов. Подбор материалов для «методической копилки»

Сентябрь 2021

2

Разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

Педагогический час для педагогов ДОУ, озвучивание темы проекта

Подбор игр с фонариком в соответствии с лексическими темами.

Планирование работы с родителями по вопросу повышения качества  работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий с использованием «Игр с фонариком».

 

Октябрь  2021

 

 

Ноябрь 2021

3

Подготовка дидактических материалов для «Игр с фонариком»

Декабрь 2021

; С чем пирожок      

•Чей дом?

Украшаем елку шариками

 

 

Январь 2022

Кто звонит?

•Следопыт

Февраль 2022

О чем поет Кеша

•Что везет грузовик?

 

  Март 2022

•          Игрушки – одежда;

•          Что лишнее в шкафу, холодильнике

•          Чье зеркальце?

•          Клетка с птичками

Открытое НОД «Нелепый случай. Весенняя одежда» с использованием игр с фонариком.

 

Апрель 2022

Лунтик на Луне

•          Кто в яйце 

Май 2022

  • Один – много
  • Насекомые, кто в траве?
 

Работа с детьми

1

Педагогический час.
Квест «В поисках золотой осени» - знакомство с правилами игр с фонарем

Октябрь 2021

2

Использование данных игр на групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий

Ноябрь

2021

3

Введение игр с фонариком в индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения 

Декабрь 2021

Работа с родителями

1

Индивидуальные консультации для родителей «Как играть в игры с фонариков дома»

В течение года

Май 2022

Оформление документации.

1

Презентация в ДОУ на итоговом педсовете. Анализ результатов проекта.

Май 2022

2

Оформление документации, отчет

Май 2022

Ожидаемые результаты

  • у детей повысится интерес к  занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность работы.
  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей младшего дошкольного возраста;.
  • оснащение предметно-развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей
 

 

Вывод:

Использование игр с фонариком в работе ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает повысить качество по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

 

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Антонова О.А. Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях. Журнал «Логопед» № 7/2015.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.
  3. Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74.
  4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017.
  5. Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 24.08.2018).
  6. Фадеева Ю.А. Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Самообразование на тему: «Волшебный фонарик»  Использование  игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в развитии речи детей 2 младшей группе.

                                                             

Провела::

Гюльмамедова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург 2021-2022гг.

Актуальность 

Игры с фонариком!

Не знаю, кому интереснее, мне или детям.

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и воспитателям ,работающим в дошкольном учреждении се сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными  занятиями, и для  повышения эффективности коррекционной  работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые. Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Представляемые мной игры можно использовать:

На групповых занятиях, при изучении лексического материала;

Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;

При решении математических задач;

При работе над грамматическими категориями;

В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);

Участники проекта: дети 2 младшей группы и воспитатель.

Время реализации проекта : 1 учебный год.

 Цель : Повышение качества НОД по развитию речи в  коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматических категорий.

Задачи проекта

Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.

Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.

Закрепить речевые навыки, полученные в игре.

Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Активизировать взаимосвязь между педагогами  и родителями.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

I Этап подготовительный

август - сентябрь 2021 года.

Изучение методической литературы, интернет источников. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

1

Изучение методической литературы, интернет ресурсов. Подбор материалов для «методической копилки»

Сентябрь 2021

2

Разработка планов проведения недели «Волшебный свет».

Педагогический час для педагогов ДОУ, озвучивание темы проекта

Подбор игр с фонариком в соответствии с лексическими темами.

Планирование работы с родителями по вопросу повышения качества  работы по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий с использованием «Игр с фонариком».

Октябрь  2021

Ноябрь 2021

3

Подготовка дидактических материалов для «Игр с фонариком»

Декабрь 2021

; С чем пирожок        

•Чей дом?

Украшаем елку шариками

Январь 2022

Кто звонит?

•Следопыт

Февраль 2022

О чем поет Кеша

•Что везет грузовик?

  Март 2022

•        Игрушки – одежда;

•        Что лишнее в шкафу, холодильнике

•        Чье зеркальце?

•        Клетка с птичками

Открытое НОД «Нелепый случай. Весенняя одежда» с использованием игр с фонариком.

Апрель 2022

Лунтик на Луне

•        Кто в яйце 

Май 2022

  • Один – много
  • Насекомые, кто в траве?

Работа с детьми

1

Педагогический час.
Квест «В поисках золотой осени» - знакомство с правилами игр с фонарем

Октябрь 2021

2

Использование данных игр на групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий

Ноябрь

2021

3

Введение игр с фонариком в индивидуальную работу по коррекции звукопроизношения 

Декабрь 2021

Работа с родителями

1

Индивидуальные консультации для родителей «Как играть в игры с фонариков дома»

В течение года

Май 2022

Оформление документации.

1

Презентация в ДОУ на итоговом педсовете. Анализ результатов проекта.

Май 2022

2

Оформление документации, отчет

Май 2022

Ожидаемые результаты

  • у детей повысится интерес к  занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность работы.
  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей младшего дошкольного возраста;.
  • оснащение предметно-развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей

Вывод:

Использование игр с фонариком в работе ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении системы родного языка, а для кого-то русского языка, как второго. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности во время обучения, закрепления полученных навыков детьми во второй половине дня совместно с воспитателем, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает повысить качество по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Антонова О.А. Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях. Журнал «Логопед» № 7/2015.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.
  3. Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74.
  4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017.
  5. Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 24.08.2018).
  6. Фадеева Ю.А. Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Доброта в сказках»

В настоящее время коммуникативной компетентности дошкольников  по изучению проблемы развития рассказывания у с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских...

План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Самообразования "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

План самообразования: Тема: Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Цель : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Для достижения цели я ставила перед собой задачи:1. Изучение и систематизация теоретического и практическ...

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....