Родительское собрание "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна"
консультация по логопедии

Важность и нужность артикуляционной гимнастики в детском саду во всех возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

 МБДОУ «ДС № 356 г. Челябинска»

Учитель – логопед Сомкина О.Ю

Тема «Артикуляционная  гимнастика. Зачем она нужна»

Цель: 

Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка».

Задачи: 

1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.

2. Дать рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Материал: 

Наглядные иллюстрации для развития артикуляционного аппарата.

Ход собрания:

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо.

 Все речевые органы состоят из мышц. Язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ.

Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. 
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

СТАТИЧЕСКИЕ

Умение удерживать определенную позу в течение 7 – 10 секунд

ДИНАМИЧЕСКИЕ

Умение правильно производить движения мышцами щек, губ и языка

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик. 
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
 

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
2. 
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. 
Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 
Статические упражнения для языка
1. 
Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
2. 
Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
3. 
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
4. 
Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
5. 
Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

6. 
Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
7. 
Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
 
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
2. 
Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
3. 
Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
4. 
Футбол (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 
5. 
Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 
6. 
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в
 глубь рта. 
7. 
Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
 
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
10. 
Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
11. 
Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

Заключение

Уважаемые родители!

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка

Список используемой литературы:

1. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции/О. А. Новиковская. – М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2018г.

2. Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет Издательство: Карапуз год издания: 2020г.

3. Уроки правильной речи/Е. М. Косинова. – М. :ООО «БИБЛИОТЕКА Ильи Резника» ЭКСМО, 2017г.

4.Логопедическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Автор: Т.А. Воробьёва,  Просвещение: О.И. Крупенчук  2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Зачем детям нужна мама?»

Цель: помощь родителям в преодолении трудностей в процессе воспитания.        Через обучения типологиям действия определить роль матери в воспитании ребенка....

Обще садовое родительское собрание Тема: Зачем детям нужна мама?

Мама самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.Дети любят вас, и это прекрасно, ибо все воспитание, влияние на ребенка ...

Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?

Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?...

Мастер - класс для родителей. "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?"

Для родителей логопедической группы был дан мастер- класс по выполнению комплекса упражнений артикуляционной гимнастики и было объяснено , зачем нужна гимнастика. В представленном материале рас...

Консультация для родителей "Артикуляционая гимнастика. Зачем она нужна"

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна"...

Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?

Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?Правильное произношение звуков зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляторного аппарата. Произношение з...

Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?

Данный материал содержить информацию об артикуляционный гимнастике. Зачем она нужна,правила и рекомендации по ее выполнению, а также и сами артикуляционные упражнения....