Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?
консультация по коррекционной педагогике

Халида Джаферовна Минина

Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?

Правильное произношение звуков зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляторного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляторная гимнастика: зачем она нужна и как ее выполнять?

Правильное произношение звуков зависит от хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляторного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

С рождения ребенок проделывает массы разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Эти движения являются первым этапом в развитии речи, они играют роль естественной гимнастики для органов речи.

Артикуляторная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферинцированности  движений речевых органов.

Артикуляторная гимнастика может быть пассивной (взрослые выполняют движения за ребенка) и активной (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные действия постепенно переходят в пассивно-активные, а затем в активные. Артикуляторные упражнения могут быть беззвучными и с участием голоса.

Артикуляторные упражнения – основа хорошей дикции. Артикуляторные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения необходимы для подготовки артикуляторного аппарата к постановке звуков. Целью артикуляторной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляторная гимнастика должна проводиться систематично, иначе новый навык не закрепится. Ежедневно по 7-10 минут, каждое упражнение выполняется по 5-6 раз. В процессе выполнения нельзя допускать снижения качества выполнения движения (это признак переутомления).

Артикуляторные упражнения выполняются перед зеркалом, таким образом, чтобы ребенок видел и себя и взрослого. В начале занятия упражнения выполняются в медленном темпе. Сначала ребенка необходимо познакомить с названиями органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движений, за полнотой объема.

Соблюдаем определенную последовательность: от простых к более сложным действиям. Рекомендуется проводить их в игровой форме, эмоционально. Если у ребенка недостаточно хорошо получается какое-то действие, не следует вводить новое, отрабатываем старое.  Артикуляторную гимнастику проводим сидя, чтобы спина была прямая, тело не напрядено¸ руку и ноги в спокойном положении. Ребенок должен видеть лицо взрослого и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения. Движения должны выполняться симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если у ребенка не получается, то можно ему помочь (медицинским шпателем, чайная ложной, чистым пальцем).Главное подходить к выполнению артикуляторных упражнений творчески.

В русском языке используется более 30 различных звуков. То есть , целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляторный аппарат к правильному произношению нужных звуков. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.


Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ и языка.
«Улыбка» - улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.

«Заборчик» - улыбнуться , зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Трубочка» - рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки. Можно слегка придерживать «трубочку» верхними зубами.
«Бублик» - сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Лопатка» -открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка» - широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Часики» - улыбнуться, вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
«Качели» - широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.
«Вкусное варенье» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону!), нижней губой не помогать.
«Иголочка» - (суживание и заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Индюк» - открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл – бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
«Горка» - широко открыть рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Маляр» - открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.
«Грибочек» - улыбнуться, присосать язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Гармошка» - улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
«Наказать непослушный язычок» - рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать губами. Повторить каждое движение 7 раз.
«Почистим зубки» - открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.
«Барабанщик» - приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.


Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужна артикуляторная гимнастика?

Показана необходимость и значимость выполнения артикуляторных упражнений для тренировки  речевого аппарата....

Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?

Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?...

Мастер - класс для родителей. "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?"

Для родителей логопедической группы был дан мастер- класс по выполнению комплекса упражнений артикуляционной гимнастики и было объяснено , зачем нужна гимнастика. В представленном материале рас...

Консультация для родителей "Артикуляционая гимнастика. Зачем она нужна"

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна"...

Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?

Данный материал содержить информацию об артикуляционный гимнастике. Зачем она нужна,правила и рекомендации по ее выполнению, а также и сами артикуляционные упражнения....

Родительское собрание "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна"

Важность и нужность артикуляционной гимнастики в детском саду во всех возрастных группах...