2 занятия по обучению чтению детей 5-6 лет, знающих буквы алфавита
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Представлены конспекты первых двух занятий по обучению чтению детей дошкольного возраста, которые выучили буквы алфавита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx594.41 КБ
Файл zanyatie_2.docx799.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Тема: «Домик гласных»

Цель: 

- припоминание букв русского алфавита,

-  систематизация букв «Гласные - Согласные»,

-  закрепление артикуляции гласных,

- формирование навыка плавного чтения гласных,

- развитие боковых полей зрения.

Оборудование и материалы:

наборное полотно «Домик гласных букв»,

набор карточек с гласными буквами,

мелодия №1 Т.А.Новиковой-Иванцовой на ноутбуке,

листы для чтения гласных с заданиями,

листки А5 формата с письменными заданиями для детей

карандаши красного цвета

Ход занятия

Валентин Берестов

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

- Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, что на наших занятиях мы с вами будем учиться читать. Как вы думаете, зачем нам нужно уметь читать? (ответы детей). Правильно, читая, мы узнаём много нового, умнеем и можем много сделать для своей семьи, Родины.

- Что нам нужно знать, чтобы научиться читать? (буквы).

Повторение букв русского алфавита

- Сегодня мы с вами пойдём в гости к буквам, которые живут в этом домике (внести наборное полотно, с изображением дома, обозначенного красным квадратом и, с изображением артикуляции гласных звуков). Как вы думаете, какие буквы живут в нём? (гласные) 

https://sun9-25.userapi.com/s/v1/ig2/TwFo_I8u6FZRc8yOPeLnRvvDJ2V3YVfun_sjnIlpmiYlTt28m1CSWP8T6OrlZhow0mXkEGToE6Hj6BGP9KB8vkxB.jpg?size=807x1080&quality=95&type=album

Эти звуки тянутся, поют

Без преград они живут

Цветом они красные

Это звуки гласные

- Какие звуки мы называем гласными? (произносятся без препятствия, голосом). Назовите, какие гласные буквы вы знаете? (дети называют, ориентируясь по алфавиту, педагог выставляет рядом с домиком карточки с гласными)

- В доме есть несколько этажей. На самом верхнем этаже живут гласные, при произнесении которых нужно очень широко открыть ротик (изображён круг). Назовите эти буквы. (Вызвать ребёнка, который выбирает А и Я и ставит их рядом с кругом. Также с остальными буквами и их артикуляцией).

- Назовите буквы, которые живут на этом этаже (называем буквы парами: А-Я, О-Ё и т.д.). Чем отличаются буквы из этого столбика от букв и другого столбика? ( одни обозначают 1 звук, другие - 2 звука).

- Чтобы лучше запомнить эти буквы, мы с вами споём песенку. Я показываю букву и пою её, а вы подпевайте. (мелодия № 1 Новиковой –Иванцовой. Т. А.)

- А теперь почитаем. Не забывайте, что гласные буквы говорятся плавно, поются.

Физкультминутка

Мама деточку качает А-А!, А-А!               Изображаем

Ветер в поле задувает Уууу! Уууу!           Руки вперёд соединяя ладошки

В зале вот поёт певица О-О-О!                  Полочкой ладони раздвигаем вверх и вниз

Улыбаются все лица И-И-И!                    Берём улыбку указательными пальцами

И. Крупенчук

- Буквы можно читать с разным настроением

- Буквы можно не только читать, но и писать. Напишите по клеточкам гласные буквы (Выполняются письменные задания)

 

- Наше занятие подошло к концу. У каких букв мы сегодня побывали в гостях?



Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Тема: «Домик согласных»

Цель: 

- припоминание букв русского алфавита,

-  систематизация букв «Гласные - Согласные»,

- закрепление артикуляции согласных (свистящие, шипящие, губные, губно-зубные, заднеязычные),

- классификация согласных (твёрдые-мягкие, звонкие-глухие),

- развитие боковых полей зрения.

Оборудование и материалы:

наборное полотно «Домик согласных букв»,

набор карточек с согласными буквами,

листы для чтения согласных с заданиями,

листки А5 формата с письменными заданиями для детей

карандаши синего и зелёного цвета

Ход занятия

- Вспомним стихотворение

Валентин Берестов

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

- С какими буквами мы познакомились на прошлом занятии? ( с гласными. Внести Домик с гласными буквами, прочитать буквы)

- Сегодня мы снова отправимся в гости к буквам. (Внести наборное полотно «Домик согласных»). Какие буквы в нём живут?

https://sun9-43.userapi.com/s/v1/ig2/BJL4dpgeaRfqLgqTCyNWzM78WGTEzzlZ1znoJsXe9-y_Zf0oC-NC4KrvMyyVPX7Vp48kuXptkyw9FmfAi6LnMdO2.jpg?size=1280x957&quality=95&type=album                    https://sun9-19.userapi.com/s/v1/ig2/2bNwStKFFqp3Ief-0C_U60O73Lb3MnLscTXBUGkIQ6DfD_rnxj6IQ1HvQisT-zp7dmSsH4Q50jkkndhWpo6nPceq.jpg?size=807x1080&quality=95&type=album

              https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/17/s_585459f3bdac4/img9.jpg

 - Какая преграда может возникнуть во рту при произнесении согласных звуков? (ответы детей). Когда мы сжимаем губы и пытаемся произнести, то получаются звуки М, Б, П. Такие звуки называются губными. Звуки мы обозначаем буквами. Какой буквой можно обозначить звук М?

(Вызвать ребёнка, чтобы он из набора согласных нашёл букву М. Поставить ёё на верхний этаж).

- Расскажи нам про букву М (как она звучит твёрдо, мягко, есть голосок, когда её произносим? Звуки М, Мь - звонкие).

(Вызвать ребёнка, чтобы нашёл буквы Б и П)

- Какая буква звучит звонко? (Б), а какая глухо? (П). Назови Б мягко, Назови П мягко

- Подскажите, ребята, какие буквы умеют свистеть и звенеть? (С и З, Ц). Это свистящие звуки (вызвать ребёнка, он находит буквы и выставляет их на полотно)

- Какие буквы умеют шипеть и жужжать? (Ш и Ж, Ч, Щ), это шипящие. (вызвать ребёнка)

- Какие звуки мы говорим при помощи губ и зубов? (В и Ф). Найдите буквы. (ребёнок выходит, находит буквы, называет их мягко и твёрдо, определяет звонкость) Они называются губно-зубными.

- Какие звуки мы говорим задней частью языка? (К, Г, Х) Найдите эти буквы. Эти буквы обозначают заднеязычные звуки.

- А теперь назовём оставшиеся буквы и поместим их в домик (Д,Й,Л,Н,Р,Т,). Назовите эти звуки твёрдо и мягко. Какие из них звонкие?

- А какие звуки обозначают эти буквы? (Ь и Ъ).

Эти буквы каждый знает,

Звуков не обозначают.

Поместим их на крышу домика.

- Каких букв больше гласных или согласных? (сосчитать)

Физкультминутка

Мама деточку качает А-А!, А-А!               Изображаем

Ветер в поле задувает Уууу! Уууу!           Руки вперёд соединяя ладошки

В зале вот поёт певица О-О-О!                  Полочкой ладони раздвигаем вверх и вниз

Улыбаются все лица И-И-И!                    Берём улыбку указательными пальцами

И. Крупенчук

А согласные согласны

Шелестеть, шипеть, свистеть

Но не хочется им петь:

Сссс – насоса слышен свист,                качаем насосом

Шшшш – шуршит опавший лист,       изображаем падающий лист

Жжжж – жуки в саду жужжат,            указательный палец летает

Рррр – моторы тарахтят.                     Крутим кулаки перед грудью

(По В. Берестову)

- Согласные звуки встречают разные препятствия во рту, но не обижаются, они согласны.

- Поиграем с согласными

- Попробуй, прочитай

Письменные задания:

Раскрасьте согласную букву, с которой начинается ваше имя, имя мамы, имя папы.

   

Итог занятия: - С какими буквами мы сегодня встречались? Чем отличаются гласные и согласные звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"

Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...

Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"

Цель:·        Привлечь внимание детей к кубикам;·        Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;·...

Конспект логопедического занятия по обучению чтению детей 6 лет с нарушением зрения и речи "Лесные звезды"

Занятие "Лесные звезды" разработано на основе методики обучения чтению детей с нарушением речи А.Н.Корнева. Данная методика интегрирует нейропсихологический и нейролингвистические подходы, что ососбен...

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева...

Конспект занятия по обучению чтению детей подготовительной группы (на примере буквы "А")

Примерный конспект занятия по обучению чтению детей подготовительной группы...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звук [У ], буква У, у"

Познакомить детей с новым звуком и буквой У, у. Учить распознавать на слух звук [ У]. Дать характеристику звук у :гласный, тянется, поётся, обозначается красным кружочком,...