Квест-игра по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Михайлова Ирина Вячеславовна

Квест-игра по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест-игра29.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 16» г. Канаш

Квест-игра

по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Тема: Гласные и согласные звуки

(закрепление пройденного)

Подготовила учитель-логопед:

 Михайлова И. В.

Канаш- 2021

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а], [о],  [у], [э], [и], [ы] и изученных согласных звуках [м], [п], [т], [к], [х] их артикулировании, звучании и обозначении .

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук», «гласные буквы», «согласные буквы»;
  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки, согласные звуки;
  • закрепить умение определять звук, стоящий в начале, середине, конце  слова.
  • закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в   мимике, речи и движениях;
  • закрепить зрительные образы символов гласных звуков, согласных звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы], [м], [п], [т], [к], [х];
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • вслушиваться в речь педагога и говорящего.

Оборудование: магнитная доска, ИКТ, символы гласных и согласных  звуков (звуковые фонарики), гласные и согласные буквы,  презентация  «Маша-первоклассница», контейнеры, воздушные шары красного, синего, зеленого цветов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку из мультфильма «Маша и медведь» (если дети утром умываются…)

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите у нас гости, поздоровайтесь с гостями.

- А теперь поздороваемся с нашими ручками и ножками.

(Звучит песня Железновой «Здравствуйте, ладошки»)

-Ребята, что мы делаем, когда видим солнышко?  

-Радуемся.

-Покажите, как вы радуетесь.

-У нас сегодня гости. Вы что сделали?

- Удивились.

- Покажите, как вы удивились.

- Вы рады их видеть?

Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

 - Но у нас есть ещё один гость.  Сделайте теперь задумчивое лицо. Для того  чтобы узнать, кто же к нам сегодня пришел в гости - мы присядем сейчас на думки и послушаем  с вами  внимательно звуки (звук дождя, звук пения птиц, голос Маши)

-Верно, это Маша. (1 СЛАЙД)

- Она пошла в школу в первый класс и многое уже знает. Значит как можно ее назвать? (школьница, первоклассница).

- Маша, приготовила вам какой- то сюрприз, но узнать мы можем только тогда, когда выполним  её задания. Она передала мне задания.

Прежде чем начать выполнять Машины задания повторим правила:

Наши ушки внимательно слушают.

Ротик - на замочке

Рука - ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают.

Говорим чётко, громко, красиво

1 задание: Угадайте звук по артикуляции. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом (2 - 6 СЛАЙДЫ)

-Ребята, а теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать.  

- Как вы узнали, какой звук показывает Маша?

- Правильно, по положению губ.

- Ребята, как называются звуки, которые загадала Маша? (гласные)

-Почему они называются гласными? (Их можно пропеть, воздух выходит свободно изо рта, не встречает преграду).

- Каким цветом обозначаются гласные звуки?  (7 слайд).

- М, П, Т, К, Х что-то я кашлять начала, ребята, видимо заболеваю.

- А какими звуками я кашляла? (согласными)

- А как вы догадались?

- Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим и зеленым)

 8 – 9 слайды

  1. задание: Звуковые фонарики

- Звуки мы произносим и слышим

  1. задание: «Придумай слово на заданный звук»

Встали в круг (игра с мячом)

- Подарю вам звуки я, Вы вернете мне слова. Ты подумай, милый друг, чтобы был вначале звук (мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.) Л.: А теперь я буду называть вам слова, и бросать мяч, а вы мне будете называть последний звук в словах (коньки, весна, ведро, кенгуру, комната, кино).

Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

Четвертое задание: «Дыхательная гимнастика со звуками»

Пятое задание: «Сухой бассейн»

- А теперь Маша предлагает поиграть с сухим бассейном и найти буквы.

- Что такое буква? (это символ звука, произнести правило о буквах)

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Шестое задание: «Подари картинку»

- Маша пригласила к вам своих друзей Катю и Харитона. Кате нужно подарить картинки в названии которого есть звук К, а Харитону со звуком Х.

(ребенок должен объяснить свой выбор)

- Ребята, мы с вами все задания Маши выполнили.

- А хотите, посмотреть какой сюрприз приготовила для вас Маша? Зажмурьте глазки, не подглядывайте  (заносятся воздушные шарики красного, синего и зеленого цветов) - 10 слайд

-Они прилетели к нам с ветром! Маша и её друзья, очень рады за вас, что вы справились со всеми заданиями, и дарят вам своё радостное настроение

-Давайте скажем спасибо Маше и её друзьям, а также дедушке ветру за то, что он нам помогал.

- Как вы думаете, почему Маша вам подарила воздушные шарики красного, синего и зеленого цвета? - Ответы детей

- Какое задание Маши было самым интересным для тебя?

- Что такое звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?

- А теперь, давайте, попрощаемся с Машей и его друзьями и скажем им «До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....