Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шелудякова Ольга Викторовна

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_podgotovitelnaya_gruppa.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ

для детей с ОНР

(подготовительная  группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ РАБОТЫ

ПО ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ

      В первый период совершенствуется умение «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

      Происходит ознакомление с буквами Н, С, З, Ш, Е. Формируется умение осознанно читать слоги, слова, предложения с этими буквами.  

      Закрепляется  умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно написанные буквы; закрепляется знание известных детям правил правописания.

      Формируется и развивается умение разгадывать слова-шифровки.

      Во второй период закрепляется навык осознанно читать слова, предложения, небольшие тексты.

      Проходит ознакомление с буквами Ж, Ч, Щ, Ё, Ю, Я, Ъ, Ь; ознакомление с правилами правописания: ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

      В третий период продолжается закрепление вышеизложенных умений и навыков. Совершенствуется умение разгадывать ребусы; умение узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно написанные буквы, наложенные друг на друга.

     Происходит ознакомление с буквами Э, Й, Л, Р, Ц. 

Сентябрь

Неделя

Повторение и закрепление изученных раннее букв

3

Выкладывание букв из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка.

«Допечатывание» незаконченных букв.

4

Лепка букв.

Узнавание букв с недостающими элементами.

Узнавание «зашумленных» букв.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

«Рисование» букв  в воздухе и по тонкому слою манки.  

Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений.  

Октябрь

Неделя

Изучаемая буква

Совершенствование

навыка изображения и зрительного образа буквы

Формирование навыка

составления и чтения слогов и слов

Формирование навыка составления и осознанного чтения предложений

1

Н

Выкладывание буквы Н   из мозаики.

«Допечатывание» незаконченных букв.

АН       НА          НАТА

ОН      НО       НИНА

ЫН       НЫ

ИН        НИ

УН        НУ         НОТЫ

ВОТ НАТА.

ТУТ НИНА.

У НИНЫ НОТЫ.

ВАТА У НАТЫ.

НА, НАТА, НОТЫ.

НА, НИНА, ВАТУ.

НИНА И НАТА ДОМА.

2

Н

Лепка буквы Н  из пластилина.

Узнавание «зашумленных» букв.

3

С

Выкладывание буквы  С   из шнурочка.

«Допечатывание» незаконченных букв.

АС     СА            СИМА

ОС    СО            СОВА

УС    СУ             КОСА

ЫС   СЫ            НОС

ИС  СИ              САД

                           СЫН

                           СОК

                           СУП

ВОТ СИМА.

У СИМЫ КОСА.

У СИМЫ СОК.

И У САНИ СОК.

4

С

Выкладывание буквы  С   из мозаики.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

Ноябрь

1

2

3

4

5

1

З

Выкладывание буквы  З  из мозаики.

Узнавание букв с недостающими элементами.

   

АЗ    ЗА           ЗИНА

УЗ    ЗУ           ЗИМА

ИЗ    ЗУ           ЗУБЫ

ЫЗ   ЗЫ          ЗОНТ

ОЗ    ЗО          КОЗА

                       ВАЗА

                       ТАЗЫ

ВОТ ЗИНА.

У ЗИНЫ ЗОНТ.

ВОТ ДИМА.

И У ДИМЫ ЗОНТ.

У ЗИНЫ И ДИМЫ ЗОНТЫ.  

           

2

З

Лепка буквы   З  из пластилина.

Узнавание «зашумленных» букв.  

3

С, З,

Е

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

ЕДА

СЕНО

ДЕТИ

КЕТА

ХЕК                                                         ПЕСОК

ВЕТКА

ВОТ  СИМА.

У СИМЫ КОЗА.

И У ЗИНЫ КОЗА.

У СИМЫ И ЗИНЫ КОЗЫ.

4

Ш

Выкладывание буквы  Ш  из кубиков.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

                                                             

АШ    ША      ШУБА

ОШ    ШО     КАША

УШ    ШУ     ШУМ

ИШ    ШИ     ДАША

ЫШ               МИША

                       ШИНА

                      ШАГИ

                      МЫШИ

                      ШКАФ

                      КАМЫШИ

ВОТ   ДАША.

У ДАШИ ШУБА И ШАПКА.

Декабрь

1

2

3

4

5

1

Ш

Выкладывание буквы  Ш  из мозаики.

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

ШУБА В ШКАФУ.

И  ШАПКА В ШКАФУ.

2

С, Ш,

Ё

«Рисование» букв  в воздухе и по тонкому слою манки.  

Различение правильно и неправильно написанных букв.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

                                                             

ТЁТЯ             КОТЁНОК

 МЁД              УТЁНОК

 ПЁС          

ВОТ  САША.

У САШИ СУШКА.

А У МИШИ  СОК.

3

        Ж

Выкладывание буквы  Ж   из шнурочка.

 «Допечатывание» незаконченных букв.

АЖ      ЖА     ЖАБА

ОЖ      ЖО    ЖУКИ

УЖ      ЖУ    КОЖА

ИЖ      ЖИ    ЖУК

ЫЖ                УЖИН

                  ЖЕНЯ

                  ЖАННА

ВОТ ЖАННА И МИША.

У  ЖАННЫ ЖУК.

У  МИШИ  ЖАБА

У  ЖАННЫ И МИШИ  ЖУК И ЖАБА.

4

Ж

Выкладывание буквы  Ж   из палочек.

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Январь

2

Ж, З,

Ю

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

«Допечатывание» незаконченных букв.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

                                                             

     ЛЮБА        

    ЛЮСЯ        

    ЮГ

    ЮНГА

    КАЮТА

У ЖЕНИ ВАЗА.

И  У ЖАННЫ ВАЗА.

У ЖЕНИ И ЖАННЫ ВАЗЫ.

3

Ш, Ж,,

Я

«Рисование» букв  в воздухе и по тонкому слою манки.  

Различение правильно и неправильно написанных букв.

ЯНА             ДЯДЯ

ЯША           ЯХТА

ЯМА            

ЯГОДА      

ЯБЕДА        

У ЖАННЫ ШАПКА.

У ЖЕНИ ШАРФ.

У ЖАННЫ И ЖЕНИ ШАПКА И ШАРФ.

4

Ч

Выкладывание буквы  Ч  из мозаики.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

                                                             

АЧ      ЧА      ЧАСЫ

ОЧ      ЧО      ЧУДО

УЧ      ЧУ       ДАЧА

ИЧ      ЧИ      ТУЧА

ЫЧ                 МЯЧИ

                       ОЧКИ      

                       ЧАЙ

                       ЧАЙНИК

                       ЧАШКА

                       ЧИПСЫ

У ТАНИ ЧАЙНИК.

У МАШИ ЧАШКА.

ЧАЙ В ЧАЙНИКЕ.

КАША В ЧАШКЕ.

Февраль

1

2

3

4

5

1

Ч

Выкладывание буквы  Ч   из шнурочка. Лепка из пластилина.

«Допечатывание» незаконченных букв.

ВОТ СИМА.

У СИМЫ ЧАСЫ.

ВОТ ДИМА.

У ДИМЫ МЯЧ.

2

Щ

Выкладывание буквы  Щ   из  кубиков.

Узнавание букв с недостающими элементами.

АЩ     ЩА      ЩУКА

ОЩ     ЩО     ОВОЩИ

УЩ     ЩУ     ЩЕНОК

ИЩ     ЩИ     ЩЁТКА

ЫЩ                ЯЩИК

                       

ЩУКА В ВОДЕ.

У САШИ ЩУКА.

ЩЕНОК ЕСТ МЯСО.

3

Щ

Выкладывание буквы  Ч  из мозаики.

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

4

Ч, Щ,

Ь, Ъ

Выкладывание букв  из мозаики.

Узнавание «зашумленных» букв.  

ЧАЩА             ОСЕНЬ

ЧИЩУ            КОНЬ

 ЩЕКА            ЯСЕНЬ        

ЩЁЧКА          ОСЕНЬ

ЩУЧКА          ВЬЮГА

ЩЕПКА          МЫТЬЁ

СЪЕЛ              ПОДЪЕЗД              

ПОДЪЕХАЛ                    

Март

1

2

3

4

5

1

Э

Лепка буквы  Э   из пластилина.

Узнавание букв с недостающими элементами.

ЭХО           ЭКИПАЖ

ЭТО           ЭДИК

ЭМУ          ЭЛИНА

ЭТАЖ        ЭММА

ЭЛЬФ        ЭКРАН

ЭТО КТО?  ЭТО ЭДИК.

ЭТО КТО?  ЭТО КОТ.

ЭТО КТО ТУТ?

ЭТО ЭМУ.

2

Й

Выкладывание буквы   Й  из мозаики.

Узнавание «зашумленных» букв.  

ЙА     АЙ       МАЙ

ЙО     ОЙ      ЧАЙ

ЙУ      УЙ      ЙОД

ЙИ     ИЙ      МАЙКА

ЙЫ    ЫЙ      ЧАЙКА

                       ЗАЙКА

                  АЙВА

ЧАЙ В ЧАЙНИКЕ.

У  НАТЫ ЗАЙКА.

У СИМЫ МАЙКА.

У МАШИ АЙВА.

3

Й

Выкладывание буквы  Й   из палочек.

«Допечатывание» незаконченных букв.

4

Л

Выкладывание буквы  Л  из мозаики.

Различение правильно и неправильно написанных букв.

АЛ      ЛА      ЛАПА

ОЛ     ЛО      ЛЫЖИ

УЛ     ЛУ       ЛУНА

ИЛ     ЛИ      ПИЛА

ЫЛ    ЛЫ      ХАЛАТ

ВОТ ЛАДА.

У ЛАДЫ ХАЛАТ.

ВОТ ЛЁША.

У ЛЁШИ ПИЛА.

Апрель

1

2

3

4

5

1

Л

Выкладывание букв  из мозаики.

Узнавание «зашумленных» букв.  

ЛУК              МОЛОКО

ЛЕС              ПИЛОТ

ЛАМПА        ДЯТЕЛ

ЛОЖКА       ЗАЛ

ЛИЗА ШЛА В МАГАЗИН.

ЛИЗА КУПИЛА МОЛОКО.

У ЛЕНЫ КУКЛА.

ЕНА КУПАЛА КУКЛУ.

2

Л, Й

«Рисование» букв  в воздухе и по тонкому слою манки.  

Различение правильно и неправильно написанных букв.

ЛЕЙКА

ЛАЙКА

ДАЙ        ДАЛЬ

БОЛЬ     БОЙ

РОЛЬ     РОЙ

МОЛЬ    МОЙ

3

Р

Узнавание букв с недостающими элементами.

Выкладывание буквы   Р  из мозаики.

АР     РА         РАМА

ОР    РО         РЫБА

УР    РУ         РОЩА

ИР    РИ         РОЗА

ЫР   РЫ        РУКА

                       ГОРА

                       ПЕРО

                       ИГРА

                       РАК

                       РИС

                       МИР

                       МАРКА

                       КОРКА

У РОМЫ РЕПКА И ГОРОХ.

У РАИ КАРАНДАШ И РУЧКА.

РИТА И РИММА ВАРЯТ РИС.

ЭКСКАВАТОР РОЕТ ЗЕМЛЮ.

У ИРЫ РАСТУТ КАКТУСЫ.

ОНА УКОЛОЛА РУКУ.

У ИРЫ НА РУКЕ РАНА.

В  ЗООПАРКЕ ЖИВЁТ ЖИРАФ.

БЕЛКА СОБИРАЕТ ОРЕХИ.

4

Р

Выкладывание Р  из шнурочка.

Лепка из пластилина.

«Допечатывание» незаконченных букв.

Май

1

2

3

4

5

2

Р, Л

Различение правильно и неправильно написанных букв.

 

Узнавание «зашумленных» букв.  

ЛАК            РАК

ЛАМА         РАМА

ЛАК            РАК

ЛАМА         РАМА

ЖИЛ         ЖИР

ЛОВ           РОВ

ДАЛ           ДАР

ИГЛА        ИГРА

РЕЙКА     ЛЕЙКА

У  РОМЫ ЛЕЙКА.

У  ЛАРЫ РУЧКА.

3

Ц

Узнавание букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

«Допечатывание» незаконченных букв.

АЦ      ЦА     ЦЫПА

ОЦ      ЦО     ЦЕЛЬ

УЦ      ЦУ     ЦЕПЬ

ИЦ      ЦИ     ЦИРК

ЫЦ                ЦЕЛИНА

                       ЦУНАМИ

                       ЦАПЛЯ

                       ЛИЦО

                       ВОДИЦА

                       КУНИЦА

У МИШИ ЦЫПА.

НА БОЛОТЕ ЦАПЛЯ.

КЛОУН В ЦИРКЕ.

4

Ц

Выкладывание  буквы   Ц  из палочек и кубиков.

Узнавание «зашумленных» букв

СВЕТ   ЦВЕТ   САНКИ

ЛИСА   ЛИЦО  КУРИЦА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ОБЖ со старшими дошкольниками

План разработан для использования в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по ПДД со старшими дошкольниками

Разработано перспективное планирование по работе с дошкольниками по изучению правил дорожного движения. Очень подробное описание задач и материал с ссылкой на авторство. Можно брать и работать....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....