План-конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема занятия: «Маленькие грамотеи»
Цели и задачи:
- Обогащение словарного запаса детей путем называния слов с определенным звуком и определением места звука в слове.
- Развитие умения деления слов на слоги и правильного произнесения каждого слога.
- Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение последовательности звуков, составление схем звукового состава слова).
- Формирование представлений о гласных и согласных звуках.
- Освоение составления графических схем предложений и определение количества слов в предложениях.
- Развитие речи, фантазии, фонетико-фонематического слуха, внимания, памяти, творческих возможностей и мыслительной активности.
- Создание условий для формирования культуры речевого общения, дисциплинированности и желания учиться.
Материалы и оборудование:
- Письмо и схема-картинка слова «дом».
- Карточки с трёхзвуковыми словами и наборы цветных фишек (синего и красного цветов).
- Простые карандаши, тетради, пособие-азбука.
Ход занятия:
- Приветствие гостей: дети приветствуют присутствующих различными формами вежливого обращения («доброе утро», «добрый день»).
- Чтение письма от Деда Грамотея: воспитатель рассказывает о подарке, получаемом после успешного выполнения заданий.
- Задания на активизацию словаря:
- Ребусы и стихи, позволяющие вспомнить названия зимних явлений и атрибутов зимы (зима, снежинки, иней, санки, лыжи, коньки, хоккей).
- Звуковой анализ слова «дом»:
- Определение звуков, их порядка и типа (гласные/согласные).
- Составление схемы слова с использованием фишек разного цвета.
- Индивидуальное проговаривание слова, четкое выделение отдельных звуков.
- Физкультминутка: игровые движения и упражнения способствуют физической разрядке и сохранению работоспособности.
- Практическое упражнение с составом слова:
- Распределение ролей по звуку и номеру звука среди детей.
- Задания на порядок звуков и последовательность.
- Работа со слоговым разделением слов: использование метода хлопка для осознания слогового состава слов.
- Графическое изображение предложений: дети самостоятельно чертят схемы предложений, ориентируясь на количество слов.
- Поиск подарка от Деда Грамотея: отгадав загадку, дети находят книгу-азбуку, которую планируется активно использовать в дальнейшем процессе подготовки к чтению.
- Обобщающая беседа: рефлексия и обмен впечатлениями о занятии.
Особенности методики:
Занятие построено на игровой форме подачи учебного материала, что стимулирует детскую мотивацию и поддерживает интерес к процессу познания. Через разнообразные практические задания формируется готовность детей к последующему освоению чтения и письму. Метод погружения в мир звуков, слогов и букв облегчает усвоение понятий, необходимых для успешной подготовки к школе. Игровые приемы позволяют удерживать внимание и способствовать лучшему восприятию нового материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Маленькие грамотеи»
Цели и задачи:
Обогащение словарного запаса детей путем называния слов с определенным звуком и определением места звука в слове.
Развитие умения деления слов на слоги и правильного произнесения каждого слога.
Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение последовательности звуков, составление схем звукового состава слова).
Формирование представлений о гласных и согласных звуках.
Освоение составления графических схем предложений и определение количества слов в предложениях.
Развитие речи, фантазии, фонетико-фонематического слуха, внимания, памяти, творческих возможностей и мыслительной активности.
Создание условий для формирования культуры речевого общения, дисциплинированности и желания учиться.
Материалы и оборудование:
Письмо и схема-картинка слова «дом».
Карточки с трёхзвуковыми словами и наборы цветных фишек (синего и красного цветов).
Простые карандаши, тетради, пособие-азбука.
Ход занятия:
Приветствие гостей: дети приветствуют присутствующих различными формами вежливого обращения («доброе утро», «добрый день»).
Чтение письма от Деда Грамотея: воспитатель рассказывает о подарке, получаемом после успешного выполнения заданий.
Задания на активизацию словаря:
Ребусы и стихи, позволяющие вспомнить названия зимних явлений и атрибутов зимы (зима, снежинки, иней, санки, лыжи, коньки, хоккей).
Звуковой анализ слова «дом»:
Определение звуков, их порядка и типа (гласные/согласные).
Составление схемы слова с использованием фишек разного цвета.
Индивидуальное проговаривание слова, четкое выделение отдельных звуков.
Физкультминутка: игровые движения и упражнения способствуют физической разрядке и сохранению работоспособности.
Практическое упражнение с составом слова:
Распределение ролей по звуку и номеру звука среди детей.
Задания на порядок звуков и последовательность.
Работа со слоговым разделением слов: использование метода хлопка для осознания слогового состава слов.
Графическое изображение предложений: дети самостоятельно чертят схемы предложений, ориентируясь на количество слов.
Поиск подарка от Деда Грамотея: отгадав загадку, дети находят книгу-азбуку, которую планируется активно использовать в дальнейшем процессе подготовки к чтению.
Обобщающая беседа: рефлексия и обмен впечатлениями о занятии.
Особенности методики:
Занятие построено на игровой форме подачи учебного материала, что стимулирует детскую мотивацию и поддерживает интерес к процессу познания. Через разнообразные практические задания формируется готовность детей к последующему освоению чтения и письму. Метод погружения в мир звуков, слогов и букв облегчает усвоение понятий, необходимых для успешной подготовки к школе. Игровые приемы позволяют удерживать внимание и способствовать лучшему восприятию нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

мастер-класс "Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ"
трансляция опыта работы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников «Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).
конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников«Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»)....
