План-конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа)

Федоренко Татьяна Александровна

Тема занятия: «Маленькие грамотеи»

Цели и задачи:

  • Обогащение словарного запаса детей путем называния слов с определенным звуком и определением места звука в слове.
  • Развитие умения деления слов на слоги и правильного произнесения каждого слога.
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение последовательности звуков, составление схем звукового состава слова).
  • Формирование представлений о гласных и согласных звуках.
  • Освоение составления графических схем предложений и определение количества слов в предложениях.
  • Развитие речи, фантазии, фонетико-фонематического слуха, внимания, памяти, творческих возможностей и мыслительной активности.
  • Создание условий для формирования культуры речевого общения, дисциплинированности и желания учиться.

Материалы и оборудование:

  • Письмо и схема-картинка слова «дом».
  • Карточки с трёхзвуковыми словами и наборы цветных фишек (синего и красного цветов).
  • Простые карандаши, тетради, пособие-азбука.

Ход занятия:

  1. Приветствие гостей: дети приветствуют присутствующих различными формами вежливого обращения («доброе утро», «добрый день»).
  2. Чтение письма от Деда Грамотея: воспитатель рассказывает о подарке, получаемом после успешного выполнения заданий.
  3. Задания на активизацию словаря:
    • Ребусы и стихи, позволяющие вспомнить названия зимних явлений и атрибутов зимы (зима, снежинки, иней, санки, лыжи, коньки, хоккей).
  4. Звуковой анализ слова «дом»:
    • Определение звуков, их порядка и типа (гласные/согласные).
    • Составление схемы слова с использованием фишек разного цвета.
    • Индивидуальное проговаривание слова, четкое выделение отдельных звуков.
  5. Физкультминутка: игровые движения и упражнения способствуют физической разрядке и сохранению работоспособности.
  6. Практическое упражнение с составом слова:
    • Распределение ролей по звуку и номеру звука среди детей.
    • Задания на порядок звуков и последовательность.
  7. Работа со слоговым разделением слов: использование метода хлопка для осознания слогового состава слов.
  8. Графическое изображение предложений: дети самостоятельно чертят схемы предложений, ориентируясь на количество слов.
  9. Поиск подарка от Деда Грамотея: отгадав загадку, дети находят книгу-азбуку, которую планируется активно использовать в дальнейшем процессе подготовки к чтению.
  10. Обобщающая беседа: рефлексия и обмен впечатлениями о занятии.

Особенности методики:

Занятие построено на игровой форме подачи учебного материала, что стимулирует детскую мотивацию и поддерживает интерес к процессу познания. Через разнообразные практические задания формируется готовность детей к последующему освоению чтения и письму. Метод погружения в мир звуков, слогов и букв облегчает усвоение понятий, необходимых для успешной подготовки к школе. Игровые приемы позволяют удерживать внимание и способствовать лучшему восприятию нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya_malenkie_gramotei.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Маленькие грамотеи»

Цели и задачи:

Обогащение словарного запаса детей путем называния слов с определенным звуком и определением места звука в слове.

Развитие умения деления слов на слоги и правильного произнесения каждого слога.

Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение последовательности звуков, составление схем звукового состава слова).

Формирование представлений о гласных и согласных звуках.

Освоение составления графических схем предложений и определение количества слов в предложениях.

Развитие речи, фантазии, фонетико-фонематического слуха, внимания, памяти, творческих возможностей и мыслительной активности.

Создание условий для формирования культуры речевого общения, дисциплинированности и желания учиться.

Материалы и оборудование:

Письмо и схема-картинка слова «дом».

Карточки с трёхзвуковыми словами и наборы цветных фишек (синего и красного цветов).

Простые карандаши, тетради, пособие-азбука.

Ход занятия:

Приветствие гостей: дети приветствуют присутствующих различными формами вежливого обращения («доброе утро», «добрый день»).

Чтение письма от Деда Грамотея: воспитатель рассказывает о подарке, получаемом после успешного выполнения заданий.

Задания на активизацию словаря:

Ребусы и стихи, позволяющие вспомнить названия зимних явлений и атрибутов зимы (зима, снежинки, иней, санки, лыжи, коньки, хоккей).

Звуковой анализ слова «дом»:

Определение звуков, их порядка и типа (гласные/согласные).

Составление схемы слова с использованием фишек разного цвета.

Индивидуальное проговаривание слова, четкое выделение отдельных звуков.

Физкультминутка: игровые движения и упражнения способствуют физической разрядке и сохранению работоспособности.

Практическое упражнение с составом слова:

Распределение ролей по звуку и номеру звука среди детей.

Задания на порядок звуков и последовательность.

Работа со слоговым разделением слов: использование метода хлопка для осознания слогового состава слов.

Графическое изображение предложений: дети самостоятельно чертят схемы предложений, ориентируясь на количество слов.

Поиск подарка от Деда Грамотея: отгадав загадку, дети находят книгу-азбуку, которую планируется активно использовать в дальнейшем процессе подготовки к чтению.

Обобщающая беседа: рефлексия и обмен впечатлениями о занятии.

Особенности методики:

Занятие построено на игровой форме подачи учебного материала, что стимулирует детскую мотивацию и поддерживает интерес к процессу познания. Через разнообразные практические задания формируется готовность детей к последующему освоению чтения и письму. Метод погружения в мир звуков, слогов и букв облегчает усвоение понятий, необходимых для успешной подготовки к школе. Игровые приемы позволяют удерживать внимание и способствовать лучшему восприятию нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников «Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников«Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»)....