опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс влечёт за собой его развитие.Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.odt | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы Шафиковой Елены Геннадьевны
воспитателя дошкольных групп МКОУ гимназия г. Сосновка
Слайд 1
Тема: Обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе
Работая над обобщением опыта, опиралась на исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, которые показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 – 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Слайд 2
Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел Слайд 3 ( ФГОС)
Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие. Обучая грамоте, мы осуществляем пропедевтику дислексии и дисграфии (понятия даны на слайде 4 и 5)
что поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок (из 10 будущих первоклассников у 4- х в нашей группе имеются нарушения речи).
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Кроме того, по новым стандартам дошкольное образование является уровнем общего образования, этим утверждается необходимость преемственности. Слайд 6
Программа по обучению чтению в первом классе требует в подготовительный (добукварный) период научить ребенка различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных, количество звуков и слогов в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое со схемой - моделью слова.
За 10 – 20 учебных часов в первом классе научить этому сложно. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте успешно вполне можно. Поэтому процесс обучения грамоте должен быть целенаправленным, систематическим.
Слайд 7
Психологами доказано, что дети после пяти лет обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст развития познавательных интересов.
Помимо психологических аспектов мы заметили также, что комиксы и компьютерные игры усиливают потребность современных детей в чтении.
Как вы видите, обучение грамоте – это общеречевое развитие детей.
Слайд 8
Наш опыт является важным условием реализации образовательной программы «Истоки», которая предполагает работу с уже читающими детьми.
Слайд 9
Компоненты опыта
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
• формирование звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков
• формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
(Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие).
Слайд 10
В своей работе я выделяю следующие этапы работы по обучению грамоте.
Подготовительный этап.
Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.
• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.
Вот какие игры мы проводим
• «Услышишь – хлопни»;
• «Узнай, что звучит?»;
• «Где звучит колокольчик?»;
• «Покажи картинку»;
• «Громко – тихо»;
• «Кто сказал?».
Слайд 11
2 этап. Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками.
Слайд 12
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:
Слайд 13
На этом этапе учим детей слышать гласные звуки. Например, найди звук [а]
• в ряду других звуков: а, у, и, а, о
• в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.
• в ряду слов: аист, усы, артист, осы
• в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.
Слайд 14 Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Слайд 15
Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы
• Покатилось колесо, превратилось в букву О;
• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;
• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;
• Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;
“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.
Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу мы пришли к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.
Слайд 16
• Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;
• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
• Вылепить из пластилина, теста;
• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов используем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.
После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ
Слайд 17
- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков
- различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).
Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут нам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.
Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная забота, окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей).
Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются без-ударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т.п.).
Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
В работе над культурой речи очень важна помощь родителей.
Чтобы родители были нашими помощниками, мы даем им, к примеру, такие советы:
ваши малыши обычно любят помогать на кухне, накрывать на стол, расставлять посуду. Спросите: что такое посуда? Потренируйтесь в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.
К 6 – 7 годам при нормальном развитии ребенок хорошо различает множественное и единственное число, словарный запас составляет не менее 3000 слов знает и умеет применять на практике основные законы словообразования и словоизменения, речь из ситуативной становится развернутой и связной. В начальной школе он овладеет чтением и письменной речью, что позволяет и дальше как развивать словарный запас, так и усваивать сложные грамматические конструкции.
Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания (их используют не только родители, но и мы на занятиях). Мы расширяем возможности таких альбомов: используем не только для раскрашивания, но для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.
Используем возможности физкультурных минуток для развития речи. Предлагаются различные формы проведения физминутки:
- подвижная игра;
- имитация трудовых действий;
- произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
- физминутки в форме психофизической гимнастики.
Графические задания
На занятиях по обучению грамоте дети выполняют графические задания. Это развивает мелкую моторику.
Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку. Важно научить дошкольника отыскивать рабочую строку в тетради.
Работу над предложением ведем с постепенным усложнением.
На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.
Для диагностики речевого развития используем адаптированную методику Ткаченко Т.А.
Рассматриваем следующие уровни:
- Звукопроизношение (характеристика воспроизведения звуков и характеристика дифференциации звуков);
- Фонематический слух;
- Слоговая структура;
- Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов);
- Грамматический строй ( употребление падежных конструкций, использование предлогов, согласование различных частей речи, построение фраз);
- Связная речь;
Слайд 18 (результаты диагностик)
Диагностика детей подготовительной группы проводится в начале и в конце учебного года. Вот уже два года подряд для консультирования педагогов и родителей мы приглашаем учителя - логопеда.
Результаты диагностики в мае 2013 года .
В сентябре этого года по результатам обследования - три ребенка с нарушением звукопроизношения занимаются индивидуально с логопедом, четверо с психологом. У одного ребенка – дизартрия т.е. нарушение речедвигательных анализаторов, ему прежде всего показано лечение, занятия с логопедом и психологом.
Цель диагностических систем для оценки речевого развития сводится к определению оценки динамики речевого и личностного развития, выявлению речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических),
В связи с принятием основных стандартов как обязательных в работе детских садов, необходимо будет построить, видоизменить некоторые подходы в работе с детьми, а также в работе с родителями. В планах организация мини проектов вместе с детьми и родителями, которые выступают в роли партнеров, помощников. Но главная наша цель это качественная подготовка будущего первоклассника к успешному обучению в школе.
( программа — современные ФГОС, из 10 осталось 5 областей. Вступают новые стандарты в силу 1 января 2014 года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к опыту работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе"
презентация к опыту работы...
Подготовка дошкольника к обучению как условие успешной адаптации в начальной школе.
в этой статье говорится о проблеме подготовки ребенка к школе, о психологической готовности ребенка к условиям школы....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...
Развитие речи – одно из главных условий успешной подготовки к обучению в школе
Основная задача детского дошкольного учреждения – подготовить детей к обучению в школе. Для этого необходим ряд условий, среди которых одно из важнейших мест занимает ...
«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»
Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...