опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс влечёт за собой его развитие.Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.odt34.3 КБ

Предварительный просмотр:

           Опыт   работы  Шафиковой   Елены  Геннадьевны

  воспитателя дошкольных  групп МКОУ гимназия г. Сосновка

Слайд 1

Тема: Обучение  грамоте  старших  дошкольников  как  условие успешной  адаптации  к  обучению  в  школе

     Работая  над  обобщением опыта,  опиралась на    исследования,  проведенные  в  Институте  возрастной  физиологии РАО, которые показывают,  что  работа  по  подготовке  ребенка  к  школе  должна  строиться  с  учетом  психофизиологических  закономерностей  развития  детей  6 – 7 лет, в противном  случае  мы  можем  не  стимулировать  развитие, а затормозить  его.

     Актуальность  данной  темы  обусловлена  необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Слайд 2

Важность речевого  развития подчёркивают и новые стандарты, где этому  развитию посвящён целый раздел Слайд 3 ( ФГОС)

                                                                               

      Вопрос обучения грамоте дошкольников является  важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей  в 1 класс.  Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие.  Обучая грамоте, мы осуществляем  пропедевтику дислексии и дисграфии (понятия даны на слайде 4 и 5)

 что поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок (из 10 будущих первоклассников  у 4- х в нашей группе имеются нарушения речи).

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Кроме того,  по  новым стандартам дошкольное образование является уровнем  общего образования, этим  утверждается необходимость преемственности.  Слайд 6

Программа по обучению чтению в первом классе требует в подготовительный  (добукварный) период научить ребенка различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных, количество звуков и слогов в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое со схемой - моделью слова.

За 10 – 20 учебных часов в первом классе научить этому сложно. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте  успешно вполне можно. Поэтому процесс обучения грамоте должен быть целенаправленным, систематическим.

 Слайд 7        

    Психологами доказано, что дети после пяти лет  обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне  речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают.  Наблюдения показывают, что   у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать -  это возраст развития познавательных интересов.

      Помимо психологических  аспектов  мы  заметили  также, что комиксы и компьютерные  игры усиливают потребность современных детей  в  чтении.  

Как вы видите, обучение грамоте – это общеречевое  развитие детей.

Слайд 8

Наш опыт является важным условием реализации образовательной программы «Истоки», которая предполагает работу с уже читающими детьми.

Слайд 9

       Компоненты   опыта

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

•        формирование звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех  звуков

•        формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

•        Готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

(Дети знакомятся  с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие).

  Слайд 10

   В своей работе  я выделяю следующие этапы работы по обучению грамоте.

Подготовительный этап.

          Знакомство с неречевыми звуками.

 Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается  слуховое  внимание.

•  сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

•  затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

•  узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Чтобы  сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.

Вот какие игры мы проводим

•        «Услышишь – хлопни»;

•        «Узнай, что звучит?»;

•        «Где звучит колокольчик?»;

•        «Покажи картинку»;

•        «Громко – тихо»;

•        «Кто сказал?».

Слайд 11

 2 этап.  Основной.  На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов.  Вот как происходит знакомство с гласными звуками.                          

   Слайд 12

                 Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик?  Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит  этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

Слайд 13

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки. Например, найди  звук [а]

•        в ряду других звуков:  а, у, и, а,  о

•        в ряду слогов:  ом, ум, ам, ан, ас.

•        в ряду слов:  аист, усы, артист, осы

•        в тексте:  Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

      Слайд 14  Знакомство с согласными звуками.

  При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

        Если горлышко звенит,

       Значит звонкий звук бежит.

 В данном случае звук [м]- звонкий  (используем символ – колокольчик).   Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

                                   Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Слайд 15  

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь  на свойственное  ему  наглядно – образное  мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации  с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы

•        Покатилось колесо, превратилось в букву О;

•        У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

•        А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

•        Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.  Изучая  литературу мы пришли к выводу, что при обучении  грамоте необходимо  включать  все  анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный.  В  этом и заключается  инновационный  подход  в  обучении грамоте.

 Слайд 16

•        Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

•        Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

•        Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

•        Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

•        Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

•        Вылепить из пластилина, теста;

•        Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

  На  основном  этапе  работы,  кроме  наглядных и практических  методов используем  и  словесные  методы,  направленные  на  работу с художественным  словом, для закрепления  используется  метод  беседы.

 

После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному  этапу – звуко-буквенный  анализ

Слайд 17

  • определение  порядка звуков в слове;
  •  выделение отдельных звуков
  •  различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).

 Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут нам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

  Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная забота,  окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей).

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются без-ударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т.п.).

 Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

 В  работе над культурой речи очень важна  помощь родителей.

Чтобы родители были нашими помощниками, мы даем им, к примеру, такие  советы:

      ваши  малыши обычно любят помогать  на кухне, накрывать на стол, расставлять  посуду. Спросите: что такое посуда?   Потренируйтесь  в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

  К 6 – 7 годам при нормальном   развитии  ребенок  хорошо  различает  множественное  и  единственное  число,  словарный  запас  составляет  не  менее  3000  слов знает и умеет  применять  на  практике  основные  законы  словообразования  и  словоизменения,  речь  из  ситуативной  становится  развернутой  и  связной.  В  начальной  школе  он овладеет  чтением и письменной  речью, что позволяет и дальше  как развивать  словарный  запас, так и усваивать  сложные  грамматические  конструкции.

Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания (их используют не только родители, но и мы на занятиях). Мы расширяем возможности  таких альбомов: используем не только для раскрашивания, но для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.

Используем возможности  физкультурных минуток для развития речи. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики.

 Графические задания

На занятиях  по обучению грамоте дети выполняют   графические задания. Это развивает мелкую моторику.

 Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку. Важно научить  дошкольника  отыскивать  рабочую  строку в тетради.

Работу над предложением ведем с постепенным усложнением.

   На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем  детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.

 Для диагностики  речевого  развития  используем  адаптированную  методику Ткаченко Т.А.

Рассматриваем следующие уровни:

  1. Звукопроизношение (характеристика воспроизведения звуков и характеристика дифференциации звуков);
  2. Фонематический слух;
  3. Слоговая структура;
  4. Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов);
  5. Грамматический строй ( употребление падежных конструкций, использование предлогов, согласование различных частей речи, построение фраз);
  6. Связная речь;

Слайд   18 (результаты диагностик)

  Диагностика   детей подготовительной  группы  проводится  в  начале и в конце  учебного  года.  Вот  уже  два  года  подряд  для  консультирования  педагогов  и  родителей  мы  приглашаем  учителя  - логопеда.  

 Результаты  диагностики в  мае 2013 года .

 В сентябре этого года по результатам  обследования  - три ребенка с нарушением  звукопроизношения  занимаются индивидуально с логопедом, четверо с психологом. У одного   ребенка – дизартрия т.е. нарушение  речедвигательных  анализаторов,  ему прежде  всего показано лечение, занятия с логопедом  и  психологом.

 Цель диагностических систем для оценки речевого развития сводится к определению оценки динамики речевого и личностного развития, выявлению речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических),

  В  связи с принятием  основных стандартов как обязательных в работе  детских  садов, необходимо будет построить, видоизменить некоторые  подходы  в  работе  с  детьми, а также в работе с родителями. В планах  организация  мини проектов вместе с детьми и родителями, которые  выступают  в  роли  партнеров, помощников.  Но  главная  наша цель это качественная подготовка будущего первоклассника к успешному  обучению в школе.

( программа — современные ФГОС, из 10 осталось 5 областей. Вступают новые стандарты в силу 1 января 2014 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольника к обучению как условие успешной адаптации в начальной школе.

в этой статье говорится о проблеме подготовки ребенка к школе, о психологической готовности ребенка к условиям школы....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...

Развитие речи – одно из главных условий успешной подготовки к обучению в школе

     Основная задача детского дошкольного учреждения – подготовить детей к обучению в школе. Для этого необходим ряд условий, среди которых одно из важнейших мест занимает ...

«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...