«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»
статья

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка». Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность . Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_motivatsionnaya_gotovnost.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Мотивационная готовность дошкольника

как условие успешной адаптации к обучению в школе»

Педагог - психолог Мухтарова И.В.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка» . Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность . Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую

В теоретических работах Л.И. Божович , основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" (Л.И. Божович, ).

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Формирование готовности к общению

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

 Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

 •    Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.

 •    Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.

 •    Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность,готовность проявить сочувствие. Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как
самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Формирование мотивов для обучения

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

     Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

 Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

 Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
  • формированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  • Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  • Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
  • Использовать загадки на школьную тему.
  • Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы:

- беседы о школе,
- чтение рассказов о школе,
- разучивание стихов школьной тематики,
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»,
- знакомство с букварем,
- прогулка к зданию школы,
- экскурсии в школу,
- экскурсия в класс,
- экскурсия в школьную библиотеку,
- досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. 

  • побудительно – оценочный метод, который реализуется в практически – действенном варианте, сопровождаемым, доступным для ребенка словесным поощрением (хорошо, верно, молодец) и материальным (игрушки, фишки, флажки, звездочки, знак плюс, наклейки и др.)
  • информационные и стимулирующие методы развития и воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, поощрение, доверие привлечение средств искусства и литературы).

Одним из методов работы с детьми по повышению уровня мотивации, снижению тревожности и  является релаксация. На занятиях используется:

  • Массаж ;
  • Самовнушение;
  • Аутогенная тренировка;
  • Мышечная релаксация;
  • Статические упражнения;
  • Дыхательная техника.
  • Дети с большим удовольствием работают  в парах – это позволяет развивать самостоятельность, инициативность, ответственность, чувства товарищества, партнерства, готовность к взаимопомощи.
  • Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях.
  • Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку
  • Участие в конкурсах чтецов, в концертах , в спектаклях и других мероприятиях.
  •  Для повышения мотивации используется специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки, все это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силам  одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

  • Совместное чтения художественной литературы,  рассказы и стихи школьной тематики:

 А. Барто «В первый класс»

М.Бородицкий « Первоклассник»

М.Садовский « Первое сентября»

М.Яснов « Подходящий угол»

В.Орлов « Что написано в тетрадке»

В Голявкин « Не везет»

  • Экскурсии с ребенком в школу.
  • Встреча и знакомство с учителем.
  • Рассказы о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
  • Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
  • Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  • Семейное чтение художественной литературы.
  • Организация книжного уголка для ребенка.
  • Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
  • Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
  • Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

Никогда не запугивайте детей школой!

Мотивационная готовность, предполагает высокий уровень  развития следующих типов  мотивов:

  • учебно познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);
  • широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);
  • позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);
  • оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших  оценок, одобрения его учебной деятельности);
  • внешний (подчинение  требованиям родителей);
  • игровой (не адекватно перенесённый в учебную  деятельность).

Типы мотивов:

  1. Широкий социальный

Необходимость и значимость учения,  стремление ребёнка к роли ученика.

Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться: это нужно и важно

2. Учебно- познавательный

Желание научиться чему-то новому; интерес к новым знаниям

В школе я узнаю много нового

3. Оценочный

Занимается, потому что за это хвалит взрослый.

Я хочу в школу потому, что там буду получать только «5»

4.Позиционный

Занимается тогда, когда много атрибутики

Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие. Мне купят пенал, тетради, портфель

5.Внешний, не связанный со школой

Занимается тогда, когда на этом настаивают

Пойду в школу потому, что так мама сказала

6. Игровой

Хорошо занимается лишь тогда, когда обучающий процесс построен в виде игры

Хочу в школу потому, что там можно играть с друзьями.

«Готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных  процессов, готовности к произвольной, то есть осознанной  и волевой регуляции поведения, познавательной деятельности и социальной позиции школьника»                                        Л.И.Божович