"Мотивационная готовность как условие успешной адаптации к школе.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования.Основная задача ДОУ подготовить ребенка к успешному переходу в следующую ступень образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                «Мотивационная готовность как условие успешной адаптации детей в школе»

                                      Подготовила:

                    Воспитатель МБДОУ «ДС «Буратино»

                Арсланбекова Зулгужат Адулмуслимовна

                                                              2023 г.

(1 слайд) «Мотивационная готовность как условие успешного обучения детей в школе»

(2 слайд) Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, наша основная задача в детском саду подготовить ребенка к успешному переходу на следующую ступень образования, развить у него познавательную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферу.

(3 слайд) Поэтому несколько лет назад, перейдя в подготовительную группу мы разработали и реализовали проект «Скоро в школу», участниками проекта были дети, родители и сотрудники ДОУ.                 

(4 слайд) Основная задача: Формирование интеллектуальной готовности детей к школе посредством развивающих игр в основном были достигнута. (5 слайд) Использование игровых технологий, способствующих развитию конвергентного и дивергентного мышления, творческого воображения, методов проблемного и эвристического обучения, (6 слайд) настольно-печатных игр, которые развивают не только интеллектуальные, но и творческие, волевые и коммуникативные способности детей, (7 слайд) логико- математические игры и упражнения.  Такие приоритеты как: Развивающий характер обучения; создание ситуации успеха для каждого ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; включение родителей в педагогический процесс принесло свои плоды- мы выпустили детей с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, с большим кругозором, запасом конкретных знаний, с развитым аналитическим мышлением, многие дети уже умели писать и читать. После выпуска мы конечно поддерживали связь с родителями, интересовались школьными успехами наших детей. Анализируя трудности и сложности, с которыми столкнулись наши дети в первом классе, мы пришли к выводу, что нужно больше внимания уделять мотивационной готовности детей к обучению в школе (образованию внутренней позиции школьника) Ребенок может быть интеллектуально развит и в этом плане готов к школьному обучению, но личностная неготовность не даст ему успешно учиться в первом классе. К примеру: несколько детей часто приходили к нам после уроков, им не хватало той атмосферы, игр, в которые они могли играть с нами. Очень сложная ситуация сложилась у ребенка, который в старшей группе уже осмысленно читал, мог без помощи взрослого прочитать условие и выполнить задание. И это привело к снижению познавательной мотивации уже в первые месяцы обучения в школе, ему стало   неинтересно, в конце учебного, когда появилась новая информация, которая ему давалась не так легко, как раньше и начался процесс дезадаптации, который длился очень долго. Для предотвращения таких ситуаций мы считаем необходимым уже в подготовительной группе взаимодействовать с начальной школой, с будущими учителями наших воспитанников. Также ощутимо была острая нехватка времени для реализации поставленных целей и задач, недостаточный объем работы с родителями, в семьях которых уже есть школьники.  С учетом выше сказанного мы пришли к выводу: работу, направленную на обеспечение успешного перехода наших детей в школьную образовательную среду нужно начинать уже в старшей группе   необходимо уделять больше внимания на формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе, искать новые формы сотрудничества с семьями воспитанников, взаимодействовать с начальной школой.

(8 слайд) Для достижения этих целей мы в начале этого учебного года разработали и приступили к реализации нового проекта по развитию мотивации детей к обучению в школе «Быть школьником хочу».  Участники проекта: 21детей, их родители, сотрудники ДОУ, педагоги НОШ                                                

 Формы организации проекта: игровая деятельность, беседы, анкетирование, творческие задания для детей и их родителей, встречи за «круглым столом» с педагогами начальной школы.                          

Образовательные области: в проекте задействованы все образовательные области.                                                                                                          

Проблема: выявить особенности развития мотивации дошкольников к      обучению в школе и способствовать этому, прибегнув к специально подобранным играм, занятиям, мероприятиям.

Формы работы: игровая, словесная, познавательная, творческая, исследовательская, взаимодействие с родителями и сотрудниками НОШ.

 Цель проекта: выявить эффективность разработанных игр и организованной образовательной деятельности (ООД) как средства развития мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

(9 слайд) Задачи проекта: способствовать развитию мотивации детей ребенка к обучению в школе; создать детям подготовительной группы условия для формирования предпосылок к обучению в школе; развивать познавательный интерес дошкольников к школьному обучению с помощью реализации комплекса мероприятий; доказать на практике эффективность применения данного комплекса, направленного на развитие мотивации к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: расширение кругозора старших дошкольников; формирование у детей познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков и творческих способностей; активизация взаимодействия детей, их родителей и педагогов ДОО в совместной деятельности; закрепление мотивационных предпосылок к обучению в школе дошкольников. Подготовительный этап: изучение литературы по теме проекта; формирование проектировочной группы; вовлечение данной группы в обсуждение цели, задач и проблемы проекта; разработка стратегии реализации проекта; анкетирование родителей и воспитателей ДОО; составление перспективного плана работы над проектом. (10 слайд) Для определения темы и стратегии реализации проекта провели «Круглый стол», на котором обсудили, как помочь детям не потерять, ту уверенность и мотивацию, с которой они пришли в первый класс: педагоги поддержали нашу идею писать характеристику на детей, с которой они поступали бы в школу, что помогло бы педагогам быстрее найти подход к детям: познакомиться с их индивидуальными особенностями, хобби, увлечениями и т.д., а также сделать переход на новую ступень образования безболезненной и менее дискомфортной, было решено проводить совместные праздники, экскурсии в школу. Педагоги же порекомендовали уделять больше внимания на школьную тематику уже в старшей группе, систематически использовать словесные игры, в подготовительной группе несколько раз в неделю проводить НОД в форме «урока» договорились проводить взаимопосещения в подготовительной группе. (11 слайд) С целью вызвать интерес детей к школьной тематике   в начале ноября в гости в свой родной детский сад мы пригласили ученицу второй начальной школы. Она провела виртуальную экскурсию и рассказала сколько нового и интересного можно узнать и увидеть в школе. Поиграла с детьми в «школьные» игры, дала «школьные» задания, после выполнения которых она обязательно придет к нам еще раз.  Наша работа по проекту продолжается, и мы надеемся, что он поможет нам выпустить более мотивированных к учебе, активных, инициативных, любознательных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации к школе

Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают...

Формирование мотивационной готовности как условие успешной адаптации дошкольникам к школе

Поступление в школу является очень значимым и радостным событием в жизни каждого ребенка. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный, мир, который несет в себе радости и горести, взлеты и п...

«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...

Статья на тему: «Межличностные отношения детей со сверстниками как одно из условий успешной адаптации к школе»

Особенности возрастного этапа 6 -7 лет проявляются в возрастных изменениях во всех сферах. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребн...