Статья "Малые поэтические формы как основа полноценного развития речи"
статья по логопедии (младшая группа)

Косенко Оксана Павловна

Статья об актуальности активного применения малых поэтических форм в младшем дошкольном возрасте с целью развития речи. Потешки, попевки, прибаутки, песенки, стихи, игры, координирующие речь с движением - все эти малые поэтические формы формируют интерес детей к произведениям художественной литературы, привлекают внимание к выразительным средствам (интонация, образы, сравнения, эпитеты и т.д.), помогают прививать художественно-речевые исполнительские навыки, а для детей с задержкой речевого развития является доступной базой для запуска речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.53 КБ

Предварительный просмотр:

Малые поэтические формы как основа

полноценного развития речи

Игра – ведущая деятельность дошколёнка. Весь мир, все сферы жизни познаются ребёнком через игру. Получая какой-либо опыт, свои наблюдения ребёнок переносит в игру. Играет ли ребёнок сам  с собой или в коллективе, речь всегда сопровождает его действия. В раннем  периоде развития ребёнка особенно важно способствовать своевременному появлению речи и качественному ее становлению.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен оказывает существенное влияние на развитие речи в целом и, соответственно, на развитие познавательной деятельности, а так же игровой деятельности. Базовыми литературными произведениями являются потешки – короткие стишки и песенки, способные не только развлечь малыша, но и способствовать формированию произносительной стороны речи, обогащению словаря, закладывать основы грамматики, интонационной выразительности, вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать память.

В младшем дошкольном возрасте с ребёнком необходимо как можно больше петь, слушать песенки, попевки, играть в игры с музыкальным сопровождением, учить детей слушать стихи, следить за развитием сюжета, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное. Детские стихи отличаются четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью, что помогает при повторном прочтении запоминать текст, следовать рифме и ритму.

Занятия с логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем, посвящённые развитию чувства ритма, самым благотворным образом способствуют усвоению звуко-слоговой структуры слов и фраз. Хорошо, если для детей с нарушением воспроизведения звуко-слоговой структуры  занятия организованы именно в младшем возрасте, когда ребёнок в силу возраста лучше откликается на эмоционально-окрашенные малые поэтические формы, а мозг ребёнка в сенситивный период воспринимает и обрабатывает информацию наиболее интенсивно  в сравнении с последующими периодами развития.

Короткие стихотворные формы с простым понятным ритмом являются основой для подвижных игр, начиная с известных в каждой семье «Ладушек», заканчивая играми, координирующими речь с движениями, используемыми воспитателями и специалистами ДОУ в ходе изучения каждой лексической темы. Такие игры также решают множество задач, связанных с развитием физиологических процессов, социализацией, приобщением к культурным традициям. Ни один детский праздник не обходится без хороводов с проговариванием или пропеванием заученных стихотворных форм. Наряду с огромной пользой, совместные подвижные игры с применением поэзии– это беспроигрышный вариант детского времяпрепровождения, где каждый ребёнок активно участвует, где не боится выразить себя, где чувствует себя в коллективе.

Игровая деятельность дошкольника будет тем разнообразнее, содержательнее и осознанней, чем больше вложено семьёй и педагогами в развитие речи, ну, а без поэзии обойтись было бы сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Презентация к МО "Современные формы и методы развитию речи в детском саду" (часть 2)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

«Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

      Фольклор – это история народа, его духовное богатство....

Эффективные формы работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 лет).

Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно- образовательного процесса. Для этого возраста характерна потребность в общении, развитие разнообразных форм общения  со сверстнм...

Игра,как основная форма работы по развитию речи.

Опыт работы по использованию игры для развития речи дошкольников....

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

презентация "Моделирование как форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста"

В презентации представлены способы использования метода моделирования для развития связной речи дошкольников....