Главные вкладки

    «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»
    материал по развитию речи по теме

    Мазур Татьяна Сергеевна

            Фольклор – это история народа, его духовное богатство.

    034.png

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_folklor.doc602.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                             КОНСУЛЬТАЦИЯ  для педагогов

     «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

                                     Подготовил:  Мазур Татьяна Сергеевна

                                                                II кв. категория

                                             Братск 2011

    Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

    • расширение, обогащение и активизация словаря;
    • воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
    • формирование правильной разговорной речи.

    Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.

    Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

    Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.

    Баю-бай, за рекой

    Скрылось солнце на покой.

    У Алешиных ворот

    Зайки водят хоровод.

    Заиньки, заиньки,

    Не пора ли баиньки?

    Вам под осинку,

    Алеше -  на перинку.

    Баю-баю, Лешенька,

    Засыпай скорешенько!

    Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа.

    Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

    Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.

    Где же, как не в народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

    Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

    Что на уме, то и на языке.

    Чужим умом умен не будешь.

    Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.

    Он – лисий хвост. – Поговорка.

    В чужом глазу сучок видит, а в своем не замечает. – Пословица.

    Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

    Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка.

    В работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом и сказкой.

    Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

    Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.)

    Солнышко, появись!

    Красное, нарядись!

    Чтобы год от года

    Была у нас погода!

    Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает произносить их тихо, спокойно.

    Тише, куры, не шумите,

    Мово Ваню не будите,

    А мой Ваня будет спать,

    Будет глазки закрывать.  

    Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

    Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

    Использование русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствовали развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

    Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

    Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

    Пошел медведь к броду –

    Бултых в воду!

    Уж он мок, мок, мок,

    Уж он кис, кис, кис.

    Вымок, выкис, вылез, высох,

    Встал на колоду –

    Бултых в воду!

    Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

    Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.

    Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

    Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание диалогического текста, построенного на вопросах и ответах, позволяет освоить детям вопросительную интонацию.

    - Яму копал? – Копал.

    - В яму упал? – Упал.

    - В яме сидишь? – Сижу.

    - Яма сыра? – Сыра.

    - Как голова, цела? – Цела.

    - Значит, живой? – Живой.

    - Ну, я пошел домой.

    Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

    Солнышко! Ведрышко!

    Выйди поскорей!

    Будь к нам подобрей!  

    Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как еще называют игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

    Разберем игру «Девица-девица».

    Участники: девица-водящий и группа детей.

    Дети. Девица-девица, сходи по водицу!

    Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

    Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!

    Девица. Поймаю вас всех сейчас!

    Чем чаще дети будут играть в эту игру, тем сильнее будут проявляться эмоции и мимика.

    К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька-Мурысенька», «Кривой петух», «Трух-трух», «Я – хитрая лисица».

    Тесно связаны с играми считалки. Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

    Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

    Тара-бара,

    Домой пора

    Коров доить,

    Тебе водить.

    Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

    Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать и менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

    Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью или обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность.

    Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

    Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

    По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок.

    1. Загадки с точно названными признаками.

    Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло,

    Спать ляжет в дупло.      (Сова)

    1. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

    В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.    (Подсолнух)

    1. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

    Жидко, а не вода, бело, а не снег.     (Молоко)

    1. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, и иносказание.

    Не украшения, а серебренный, не пастух, а стадо овец пасет.   (Месяц)

    1. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

    Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.    (Озеро)

    Причины ошибок при отгадывании загадки:

    • невнимательно слушают загадку;
    • не запоминают полностью содержание загадки;
    • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
    • не имеют достаточных знаний о загаданном;
    • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

    Виды деятельности детей в играх с загадками:

    • загадывание загадок;
    • отгадывание загадок;
    • доказательство правильности отгадок;
    • сравнение загадок об одном и том же;
    • сравнение загадок о разном.

    Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

    Матушка репка,

    Уродись крепка,

    Ни густа, ни редка,

    До великого хвоста.

    Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

    Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

    На болоте стоит пень –

    Шевелиться ему лень.

    Шея не ворочается,

    А посмеяться хочется.

    Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.

    Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.

    Ехала деревня мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки лают ворота.

    Выскочила палка с бабою в руке

    И давай дубасить коня на мужике.

    Лошадь ела сало, а мужик – овес,

    Лошадь села в сани, а мужик повез.

    Приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:

    • помогают расширить словарный запас детей;
    • способствуют развитию слуховой памяти;
    • дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
    • развивают фонематический слух;
    • оказывают помощь в автоматизации звуков речи;
    • знакомят с ритмичностью народного календаря.

    Ноябрь- ворота зимы.

    В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

    Для расширения словарного запаса ребенка можно, используя игровые приемы, дать устаревшие слова. Например, атрибуты горницы.

    «Доскажи словечко»

    Это куколка, Акулька

    У нее кроватка –… (люлька).

    В печку слазить очень рад,

    А зовут его –…(ухват).

    У нее доска и палка –

    Это бабушкина… (прялка)

    Кашу варит всем дружок,

    Круглобокий… (чугунок)

    Подчеркнуть историческую преемственность с современными аналогами можно, используя «Цепочку слов»

    Лучина – свечка – лампа – электрическая лампа

    Деревянная миска – глиняная – эмалированная

    Скамья – лавка – диван

    Ухват – прихватка

    Русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

    Использованная литература:

    1. Н.И.Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;

    2. Н.А.Галанина Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика № 5(46) июль/2008., с.32-37;

    3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Л.Н.Елисеева. – М.:Просвещение, 1987. – 448с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

    Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

    Развитие мелкой моторики, как одно из направлений работы по развитию речи детей.

    Развитие мелкой моторики рук - это основа для всестороннего развития личности ребенка....

    Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи».

    Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи»....

    Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».

    Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей....