Игра,как основная форма работы по развитию речи.
материал по развитию речи на тему

Миненкова Татьяна Александровна

Опыт работы по использованию игры для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra2.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как основная форма работы по речевому развитию детей».

1. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и, конечно, речь. Однако все эти важнейшие качества формируются не в не только в организованных формах образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

 

2.Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен организованными формами деятельности и на свободную игру остаётся мало времени.

3.Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

Осознавая эти негативные тенденции, мы стремимся при организации психолого-педагогической работы с нашими детьми  максимально использовать игры и игровые упражнения.

4.Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам. Мы строим свою работу, понимая, что игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявлять свою инициативу и творческую активность и развивать речь.

5.Нами создан банк игр, в котором  представлены игровые упражнения и игры, направленных  на решение различных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического  строя речи, обогащения словарного запаса, развитие связной речи.  Все эти задачи тесно взаимосвязаны между собой, и подобранные игры, способствуют  развитию у детей внимания к слову, его точному и правильному употреблению в устной речи.

6. Особое внимание     мы  уделяем дидактическим словесным  играм,  которые позволяют решать не только речевые задачи по уточнению и закреплению словаря, воспитанию правильного звукопроизношения, но и способствуют развитию внимания,   логического мышления, кроме того воспитываются такие качества личности как находчивость, дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, чувство юмора.

7. Эти игры мы активно начинаем использовать для развития речи уже в младшем возрасте. Например игры со словом, любимые всеми детьми «Ладушки», Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. для малышей, и для более старших игры посложнее «Каравай« «Гуси-гуси», «Краски» помогают детям  играя со словом ,упражняться в произношении слов, в правильном их использовании.

8.В таких играх для малышей как «Про сороку», «Заинька». « Сова» мы знакомим детей с живым объектом или его изображением, там самым обогащая словарный запас детей, развиваем речевую активность ,умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания значения слова, правильного его произношения.

9.В среднем возрасте мы используем речевые  игры ,позволяющие детям научиться выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу ,качеству и назначению, понимать простейшие причинно-следственные связи. В таких играх как «Какое время года», «Что сажают в огороде». « Что бывает Широкое(узкое ,сладкое)?» наши воспитанники учатся сравнивать предметы по величине ,цвету, ширине, правильно называть их признаки. Расширяется словарный запас детей, связная речь. Воспитатель активизирует речь детей, стараясь все чаще  поручать роль ведущего то одному, то другому ребенку.

10. При проведении словесных игр со старшими детьми мы меняем роль воспитателя, он только советует, помогает ,больше уделяет внимания детям застенчивым, медлительным, способствуя  активизации их речи, умению вести диалог.

11.В своем банке игр мы разделили словесные игры для старшего возраста на блоки.

1.Игры ,воспитывающие умение выделять существенные ,главные признаки предметов, явлений.

Это такие игры как «Отгадай», «Магазин», « Да- нет»и др.Они помогают детям научиться описывать предмет, находя его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, воспитывают умение быть внимательным. Прежде чем приступить к играм этого блока мы проводим упражнение- беседу. Воспитатель говорит, что нас окружает множество предметов, они схожи и отличаются друг то друга .Предлагает детям пофантазировать что про себя мог бы  рассказать какой-либо предмет. Например стол(сделан из дерева, имеет форму круга или квадрата,4 ножки, предназначен для еды и т. д)Убедившись, что дети поняли, как нужно описывать характерные признаки, мы переходим к самим играм.

Например, игра «Угадай животное».

Детям надо  объединиться в две команды.

Воспитатель предлагает детям решить самим, как они это сделают (рассчитаются на 1 и 2 ой, считалка и т.д.).

затем команды подходят к столам, на которых лежат картинки с изображением животных и выбирают картинку с понравившимся животным.  Делают  это так, чтобы участники другой команды  не видели, кого они выбрали и помещают её на мольберт.

(мольберты повернуты так, чтобы другая команда не видела, что там выставлено)

Первая команда выбирает картинку животного и сообщает: «Мы загадали животное, угадайте, кто это?». Другая команда задает вопросы о внешнем виде, о повадках, о местах обитания. Что дает возможность выяснить о каком животном идет речь.

 Дети меняются ролями.  Игра повторяется.

2 Игры ,развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять ,замечать алогизмы ,обобщать ,классифицировать предметы по общим признакам, делать правильные умозаключения.

В этих играх наши дети учатся сравнивать предметы, называть их признаки сходства и различия, учатся замечать небылицы ,нелогичные ситуации, объяснять их, тем самым развивая речь-рассуждение, обогащая активный словарь детей, упражняют детей в  умении классифицировать и называть предметы и явления. Воспитывают умение быстро думать, сообразительность, умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами, развивают слуховое внимание. Это такие игры как «Похож -не похож» ,«Путаница»,» «Придумай небылицу». «Четвертый лишний».

«4 лишний».

(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.)

На экране появляются 4 картинки с  изображением  животных (заставки с изображением животных меняются по мере выполнения заданий ).

Воспитатель предлагает детям  посмотреть внимательно на экран. Рассмотреть  животных, определить, какое из них лишнее и объяснить почему.

 

Дети рассматривают, определяют  лишнее животное и комментируют, почему они его выбрали (игра проводится три раза).

12.Постепенное усложнение игр способствует не только увеличению словарного запаса детей, но и  формирует у них умение легко подбирать нужные слова. Дети, усвоив тот или иной материал, могут применять его при другом содержании, в других условиях.

Таким образом, игра была, есть и остается важнейшим средством всестороннего развития ребенка!!!!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы работы по развитию зрительного восприятия.

Зрительное восприятие-восприятие освещенности,цвета,величины,формы предметов,определение движения и направления движения предметов,ориентировка в пространстве. Основные задачи и формы работы по р...

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная ре...

Игра как основная форма работы в адаптационной группе «Вместе с мамой».

В данном материале представлены виды игр, которые могут быть использованы на занятиях в адаптационной группой, также содержание групповых игровых сенсов....

Консультация “Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе”

Консультация “Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе” В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми являетс...

Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»

Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросе успешной организации занятия...

«Основные формы и методы развития речи во 2-й мл. группе»

Игры для развития речедвигательного аппарата у детей младшего возраста....