Программа дополнительного образования "Звуковичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Кадомцева Татьяна Владимировна

Краткосрочная программа по постановке звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovichok.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования».

Пояснительная записка.

Направленность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуковичок» имеет  социально-педагогическую направленность.

Программа разработана с учетом нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 3 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. 3 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Актуальность программы

В настоящее время неуклонно растет число детей с различными нарушениями речевого развития. Практика педагога-логопеда показывает, что коррекция речевых расстройств чрезвычайно актуальна. Нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей. Логопедическое же воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников.

Педагогическая целесообразность:

Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка, устранению её дефектов. В рамках данной программы дошкольники, не посещающие детские сады и не имеющие возможности развивать речь в окружении сверстников и опытных педагогов, получают реальную возможность овладения навыками коммуникации.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы

 Программа представляет собой систему диагностики нарушения речи у детей и нормализации их речи средствами специального обучения и воспитания. Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

Адресат программы

 Дошкольники 5-6 лет, имеющие нарушения звукопроизношения.

Дети на занятия набираются по результатам диагностики.

На логопедические занятия отбираются дети, имеющие дислалию либо дизартрию. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Программа  рассчитана на 16 часов обучения.

Наполняемость группы – не более 15 человек.  

Уровень, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Срок реализации программы: 1месяц – 16 часов, по 2 часа 2 раза в неделю. 

Уровень освоения программы: стартовый. Применение игровых ситуаций и другого рода заданий носит коррекционно-развивающий характер.

Форма обучения: очная

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2часа. В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 длительность одного академического часа для детей дошкольного возраста– 30 мин., перерыв – 10 минут.

Особенности организации образовательного процесса:

Состав группы - постоянный, одновозрастной.

Основной формой организации деятельности в объединении является групповое занятие. Однако в программе предусматривается использование работы по подгруппам и индивидуальные формы работы.

Виды занятий: дидактические игры, фонематические и дыхательные  упражнения.

Цель программы: Формирование полноценной фонетической системы языка.

Задачи:

Предметные: 

-формировать артикуляционные навыки звукопроизношения;

- развивать  слуховое восприятие;

-развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические    компоненты    

 - развивать речевое дыхание.

Метапредметные:

-развивать фонематический слух;

-развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;

-развивать понимание речи, произносительные умения,

 мелкую моторику; умение отвечать на поставленные вопросы;

-работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.

Личностные:

-воспитывать умение работать, самостоятельность при выполнении заданий;

-воспитывать такие нравственные качества,  как терпимость,

  доброжелательность по отношению к окружающим; коммуникабельность и

  корректное отношение к собеседнику;

-воспитывать культуру речевого общения, внимание, организованность и

  самостоятельность, аккуратность, любознательность.

Учебный план.

п/п

Основные темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

1

0,2

0,8

Игра «Мартышки»

2

Постановка звука

2

0,4

1,6

Выполнение артикуляционных упражнений

3

Автоматизация поставленного звука в слогах

3

0,6

2,4

Игра,  упражнения

4.

Автоматизация поставленного звука в словах

3

0,6

2,4

Упражнения, игра

5.

Автоматизация поставленного звука в предложениях

3

0,6

2,4

Игра, беседа, упражнения

6.

Автоматизация поставленного звука в текстах

2

0,4

1,6

Игра, беседа, упражнения

7.

Дифференциация поставленного звука

2

0,4

1,6

Игра, беседа, упражнения

                                      Итого:

16

3,2

12,8

Содержание программы.

Nп/п

Название темы

Теория

Практика

Форма контроля

1

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Знакомство с артикуляционными и дыхательными упражнениями

Отработка изученных упражнений

Игра «Мартышки»

2

Постановка звука

Показ правильной артикуляции звука, апробация методов звукопостановки (подражание, от сохранных звуков, механический)

Выполнение артикуляционных упражнений, работа на печатных листах

Игра «Подража

ние»

3

Автоматизация поставленного звука в слогах

Повторение изученных гимнастик. Показ правильного произношения слогов с поставленным звуком.

1.Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение в произнесении слогов

4. Работа на печатных листах.

Игра, упражнения

4

Автоматизация поставленного звука в словах

Повторение изученных гимнастик. Введение слогов с поставленным звуком в слова.

1.Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение в произнесении слогов.

4. Повторение слов.

5. Работа на печатных листах.

Игра, упражнения

5

Автоматизация поставленного звука в предложениях

Повторение изученных гимнастик. Введение слов с поставленным звуком в предложения.

1.Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение в произнесении слогов.

4. Повторение слов.

5.Проговаривание предложений, составленных со словами, в которых есть поставленный звук, ответы на вопросы.

6. Работа на печатных листах.

Игра, упражнения, беседа

6

Автоматизация поставленного звука в текстах

Повторение изученных гимнастик. Введение слов с поставленным звуком в предложения и составление из них текстов по сюжетным картинкам.

1.Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение в произнесении слогов.

4. Повторение слов.

5.Проговаривание предложений, составленных со словами, в которых есть поставленный звук и составление текстов.

6. Работа на печатных листах.

Игра, упражнения, беседа

7

Дифференциа

ция поставленного звука

Знакомство со сравнительной артикуляцией, знакомство со звуко-схемами

Проговаривание слогов с дифференцируемыми звуками, слов с этими слогами. Работа на печатных листах.

Игра, упражнения,

Прогнозируемые результаты.

Предметные: правильно артикулировать поставленный звук речи в различных фонетических позициях и формах речи;

четко дифференцировать  изученный звук.

Метапредметные:

- развитый фонематический слух;

- мелкая моторика в норме;

- умение использовать в своей речи разные части речи;

- развитые произносительные умения;

- расширенный словарный запас;

-потребность в учебных занятиях.

Личностные:

- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- контролировать и оценивать свои знания, речь свою и окружающих;

- коммуникабельность и уважительное отношение с окружающими.

Раздел № 2 "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации".

Календарный учебный график.

Год обучения.

№ группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки контрольных процедур

Продолжительность каникул

1 месяц

Группа № 1

01.06.21

30.06.21

4

8

16

2 раза в неделю по 2 часа

Условия реализации программы.

  • Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, парты и стулья, соответствующие росту учащихся, учебная магнитно-маркерная доска, мультимедиа проектор, экран.
  • Перечень оборудования: суджоки, печатные листы, цветные карандаши, простой карандаш.
  • Информационное обеспечение: мультимедиа проектор, экран, аудио колонка с флеш-накопителем.
  • Кадровое обеспечение: по программе работает один педагог, имеющий среднее специальное или высшее образование, прошедший курсы повышения квалификации.

Формы аттестации: промежуточная. 

С целью изучения результативности предусматривается проведение игр и диагностик.

Оценочные материалы

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1 раз, в завершении программы. Формой проведения контроля по усвоению программы могут быть занятия, проведённые в игровой форме, творческие задания, опрос, обыгрывание речевых ситуаций.

Методические материалы.

 В рамках программы используется проблемное обучение и здоровьесберегающие технологии.

Список литературы для педагога:

1. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи; Эксмо - Москва, 2013. - 120 c.

2.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 279с.

3.Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие – Ростов н /Д: Феникс,2017.- 287с. – (Библиотека логопеда)

Список литературы для учащихся и родителей:

1.Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 32 с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

2. Крупенчук О. Тренируем пальчики – развиваем речь. – М.: Литера ,2009.- 32 с. – (Серия «Первые шаги»)

Приложение 1

Речевая карта

Анкетные данные

Ф. И. ребенка _____________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

Речевая среда ___________

Двуязычье в семье __________

Краткий анамнез:

а) раннее физическое развитие _________________________________________________

б) раннее речевое развитие _____________________________________________________

Логопедическое обследование

1.Психологические особенности ребёнка:

Контактность_________________________________________________________________

Особенности поведения________________________________________________________

2.Слуховое восприятие (дифференциация неречевых звуков,определение направления звука, воспроизведение ритма)__________________________________________________

3.Зрительное восприятие (различение цвета, умение соотносить цвета, фосприятие формы)______________________________________________________________________

4.Ориентировка в пространстве__________________________________________________

5.Состояние общей и мелкой моторики _________________________________________

6.Состояние артикуляционного аппарата:

Зубы(редкие,кривые,мелкие,отсутствие зубов,двойной ряд зубов) ___________________

Прикус (прогнатия,прогения, открытый боковой,открытый передний) _______________

Язык (массивный, маленький, короткий,длинный) _________________________________

Уздечка (короткая,укороченная,нормальная __________________________________

Твёрдое нёбо(высокое узкое., готическое, плоское, расщелина, укороченное)_________________________________________________________________

7.Темп речи:быстрый, медленный, ускоренный, нормальный

8.Плавность речи: норма, с запинками

9.Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый

10.Дыхание: норма, ключичное, затрудненное

11.Звукопроизношение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Фонематическое восприятие: норма, нарушено

13.Структура слова и предложения: ______________________________________________

лекарство библиотека

сковорода аквариум

телевизор клоун

Птичка свила гнездышко в кустах. ____________

Золотая рыбка плавает в аквариуме. ____________

14.Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

а) обобщающие понятия:_______________________________________________________

б) слова-антонимы:____________________________________________________________

в) названия детенышей животных: _-______________________

15.Грамматический строй:

а) изменение существительного по падежам

- кого ловит кошка? - кому подаришь книжку? ______

- чем подстригают волосы? - с кем любишь играть?

- в чем носят продукты? - из чего ты пьешь?

б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)

шарф дома

книга деревья

в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот

стул воробей_______ цыплята

картина ______ глаз окна

г) согласование сущ. с прилагательным

мяч - какой? книга - ? ____яблоко - ?

д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)

1 2 3

шар ______

ёлка

ведро

е) употребление предлогов ___________________________________________

16.Словообразование:

а) уменьшительно-ласкательные формы существительного

мяч кукла кольцо

б) образование качественных прилагательных

стол из дерева шуба из меха

в) образование притяжательных прилагательных (чей?)

хвост волка дупло белки ____следы медведя ______

17.Связная речь:

а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)

б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)

в) составление рассказа по серии картинок ______________________________________

г) рассказ – описание _________________________________________________________________

18.Состояние неречевых процессов:

а) внимание ____________

б) память___________________________________________________________

Логопедическое заключение:

На начало убных занятий:_________________________________________________________

На конец учебных занятий:________________________________________________________

Учитель-логопед:_____________Т.В.Кадомцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...