«Главное в нашей речи-слово!»
статья по логопедии

Волода Наталия Львовна

«Главное в нашей речи-слово!»

«КАЖДОЕ СЛОВО ЯЗЫКА-

ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ МЫСЛИ И

 ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА».

(К.Паустовский)

 «Слово – это единица языка, выражающая понятие.  Оно несёт смысловую нагрузку, существует лишь в определённом звуковом оформлении и грамматической форме.»

    Обогащение  словаря является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Ребёнок, овладевший в дошкольном возрасте достаточным активным словарём, может легко общаться со  сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, иметь представление об окружающем мире. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

    Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Д.Б. Эльконин указывал, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Главное в нашей речи-слово!»

«КАЖДОЕ СЛОВО ЯЗЫКА-

ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ МЫСЛИ И

 ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА».

(К.Паустовский)

 «Слово – это единица языка, выражающая понятие.  Оно несёт смысловую нагрузку, существует лишь в определённом звуковом оформлении и грамматической форме.»

    Обогащение  словаря является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Ребёнок, овладевший в дошкольном возрасте достаточным активным словарём, может легко общаться со  сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, иметь представление об окружающем мире. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

    Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Д.Б. Эльконин указывал, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря». Он отмечал, что «установление средних количественных показателей в отношении абсолютного состава словаря и его прироста чрезвычайно затруднено ввиду того, что условия жизни оказывают на развитие словаря большое влияние».

    В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря. Причинами такой плачевной ситуации выступают и наследственность, и врожденные патологии развития, и несовершенство образовательной системы, и недостаточность компетентности педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

    Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.А.Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Е.М. Струниной, О.С.Ушаковой и др. 

      Исследования, проведенные Н. В. Серебряковой (1996), свидетельствуют о наличии количественных и качественных особенностей лексики  детей с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевой патологии.

      Словарный запас дошкольников с ОНР отстаёт от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Недостаточен словарь антонимов, синонимов, относительных прилагательных, слов с абстрактным значением, наблюдаются трудности в подборе родственных слов. Дети делают большое количество ошибок при употреблении приставочных глаголов, в словаре детей часто отсутствуют сложные существительные. Наблюдается также большое количество замен слов по семантическому признаку, что указывает на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов. «Дети со стертой дизартрией не знают или неточно употребляют многие общеупотребительные слова, обозначающие зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; прилагательные, обозначающие признаки толщины, высоты, ширины; глаголы, обозначающие голосовые реакции животных, семантически близкие действия» (Н. В. Серебрякова, 1989, с. 101).

  Многочисленные замены слов, допускаемые детьми со стертой дизартрией, автор объединяет в следующие группы: замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю; замены словообразовательными неологизмами; замены однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции.

  Лексическая недостаточность у этих детей проявляется и в трудностях группировки слов (даже семантически далеких), свидетельствующих о неточном понимании значений многих слов, о невозможности в ряде случаев выделить существенные признаки в их значении, и в трудностях выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка».

  Развитие словаря детей - это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально – закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

  Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно.

  Основными задачами логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи являются обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

  Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования в онтогенезе. В процессе проведения этой работы детей необходимо научить дифференцировать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.

   Формирование словаря детей рассматривается с двух сторон. Ребёнок осваивает предметную соотнесённость слов и их понятийное содержание. Это связано с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот момент рассматривается прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

Слово усваивается как единица лексической системы, в его связях с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Одним из методов обогащения и актуализации словаря детей являются дидактические игры. Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные , направлены на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
   В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 
- игры с предметами (игрушками, природным материалом), 
-настольно-печатные;
-словесные игры.
  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

   Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

Список литературы.

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 207 с. 
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. –159 с. 
3. Бунеев, Р.Н. По дороге к азбуке. Развитие речи и подготовка к овладению грамоты / Р.Н. Бунеев и др. – М.: Баласс, 2007. – 64 с. 
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. // Собр. соч. в 3 т. – М.: Просвещение, 1983. – Т. 2. – С. 135-154. 
5.Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» 2007.

6. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 284 с. 
7. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с. 
8. Черемухина, Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 92-104. 

9. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных учрждений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов-н/Д.: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Москва — главный город нашей Родины» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Москва – главный город нашей Родины»

Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по теме «Нева-главная река нашего города» с детьми подготовительной группы.

Цель: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой. Задачи: Образовательные задачи.Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Невский проспект – главная улица нашего города»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга     Конспект непосредственно образо...

Конспект НОД по конструированию из бумаги (по условию) «Главный дворец нашего города »

Изготовление подиумного макета архитектурного комплекса площади Свадебной, пр. Циолковского, пр. Ленина...

"Главный моторчик нашего организма"

НОД для детей старшего дошкольного возраста...