Методика обследования детей со стертой формой дизартрии
методическая разработка по логопедии

Долгополова Оксана Мухтаровна

Для оценки состояния артикуляционной и мимиче­ской моторики детей со стертой дизартрией использу­ются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обследования речи

при стертой дизартрии

Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики

Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.  

1. Обследование кинестетического орального праксиса.

Процедура обследования.

Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).

1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А - ? , И - ?,  О - ?, У - ?

  1. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»
  2. Инструкция: «Произнеси [си] — [су], [ки] — [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»
  3. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении — за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки: 4 балла — правильный ответ; 3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками; 1 балл — неточный ответ, неточное выполнение задания; 0 баллов — отсутствие ответа.

2. Обследование кинетического орального праксиса

Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост» — «парус» — «лопата», «вкусное варенье» и т.д. Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5—7 секунд.

1.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и
повторяй за логопедом движения»:

  • широко раскрыть рот, кончик языка поднять
    вверх к верхним зубам — «парус», зафиксировать такое
    положение, удерживая его 5—7 секунд.

2.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и
повторяй за логопедом движения»:

  • язык «лопатой» — широкий, распластанный, не
    подвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд.

3.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и
повторяй за логопедом движения»:

  • «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык
    обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5—7 секунд)

4.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

  • «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы  (удерживать 5—7 секунд).

5.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

  • «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5—7 секунд).

Оценивается: точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость); симметричность; наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:  4 балла — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 балла — замедленное и напряженное выполнение, быстрин истощаемость; 2 балла — время фиксации позы ограничено 1—3 секундами; 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения.

 3. Обследование динамической координации артикуляционных движений.

Процедура обследования.  

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребёнку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4 -  5 раз.

1.Инструкция:  «Смотри  внимательно  в  зеркало и повторяй за логопедом движения»:

  • «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4 - 5 раз).

2.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

  • «маятник» (попеременно дотронуться высунутым
    кончиком языка до правового, затем до левого угла губ.
    Повторить это движение по 4—5 раз).

3.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

  • поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить
    на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

  • высунуть язык вперед, одновременно поднимая
    его кончик вверх. Повторить эти движения 4—5 раз.

5.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

  • совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4—5 раз.

Оценивается: последовательность выполнения движений; возможность переключения с одного движения на другое; инертность движения, персеверации; темп движений; амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный); точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки: 4 балла — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированны; 3 балла — замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое; 2 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя; 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезий, саливация, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движений.

Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с исследования мимической мускулатуры.  

4. Обследование мимической мускулатуры.

Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, за тем, по словесной инструкции.

        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и
повторяй за логопедом движения»:

-        нахмурить брови;

-        поднять брови;

-        наморщить лоб;

-        поочередно надуть щеки;

-        втянуть щеки;

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры; 3 балла — неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры; 2 балла — единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы; 1 балл — затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение  мышечного тонуса мимической мускулатуры   (гипертонус,   гипотония,   дистония),   сглаженность носогубных складок, синкинезий; 0        баллов — грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

5. Обследование мышечного тонуса и подвижности губ.

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

  • «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед тру
    бочкой, удерживать 5—7 секунд).

2.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

  • чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз).

3.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

  • поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу,
    повторить движения несколько раз.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные; 3 балла — неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония); 2 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность; 1 балл — затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные; 0 баллов — невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

6. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

  • «лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2.        Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»: «мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно.

3.   Инструкция:   «Смотри   внимательно   в  зеркало и повторяй за логопедом движения»: «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

  1. Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики; 3 балла — неточное выполнение заданий, незначительное крушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония); 2 балла — затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка; 1 балл — грубо выраженное нарушение мышечного тонуса и язка, выраженная патологическая симптоматика; 0 баллов — не выполняет задание.

Диагностика сформированности        фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

1. Узнавание неречевых звуков

Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1.        Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или
покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2.        Инструкция: «Внимательно послушай и определи,
что звучало» (гудок автомашины, звон колокольчика, переливание воды,  удары в бубен).

3.        Инструкция: «Скажи или покажи».

  • Что шумит?, Что гудит?,  Кто смеется?,  Что звучит?, Что шуршит?
  1. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко — тихо».
  2. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо».
  3. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания, 3 балла — допускает негрубые ошибки, 2 балла — выполнил 0,5 задания верно, 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов — отказ или невыполнение задания.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

1.        Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей
тебя позвал».

2.        Инструкция: «Внимательно послушай и угадай,
кто так кричит, подними нужную картинку»:

  • кошка — котенок;  мяу (низко)       мяу (высоко);
  • свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко);
  • коза — козленок;    мэ (низко)        мэ (высоко);
  • корова — теленок   му (низко)        му (высоко).

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных — взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

3.        Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?» Мяу (громко) — белый; Мяу (тихо) — черный.

4.        Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».

Ав (низко) — собака; Ав (высоко) — щенок.

5.        Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

  • Кто спал на моей кровати? (низко);
  • Кто ел из моей миски? (средне);
  • Кто сидел на моем стуле? (высоко) Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение задания, 3 балла — допускает негрубые ошибки, 2 балла — выполнил 0,5 задания верно, 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов — отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.[15]

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно — не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;    бумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

баман, панан, банан, ваван, баван;     птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец;              

витании, , фитамин, витамин;             альбом, айбом, альмом, альном;

танки, фанки, шайки, танки, сянки;     квекта, кветка, клетка, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук — люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

[п—б, п'—б']: почка—бочка, пашня — башня, порт — борт, пил — бил;  

[т—д, т'—д']: тачка—дачка, тоска—доска, подушка—кадушка, тина—Дина;

[к—г, к'—г']: класс—глаз, кора—гора, калька—галька, кит—гид, крот—грот;

[ф — в]: Фаня — Ваня, сова — софа;

[л — в, л' — в']: лоск — воск, лодка — водка, ленок — венок;

[л — и, л' — й]: галка — гайка, стол — стой, галька — гайка;

[р — л]: рожки — ложки;

[р — л']: роза — лоза, храм — хлам, репка — лепка, марина — малина;

[с — з]: суп — зуб, сайка — зайка, росы — розы, коса — коза;

[с — ц]: свет — цвет, лиса — лица;

[ш — ж]: шар — жар, Луша — лужа;

[ч — щ]: челка — щелка, плач — плаш, дочь — дождь;

[ч — ш]: чурка — Шурка, кочка — кошка;

[ч—т']: челка—телка, печка—Петька, речка—редька;        

[с — ш]: каска — кашка, мыс — мышь, ус — уж;    

[с — ж]: сук — жук, сыр — жир, усы — уши;        I

[с — щ]: лес — лещ, плюс — плющ;

[с — ч]: сайка — чайка, нос — ночь;

[з — ж]: роза — рожа, луза — лужа;

[м — м']: Мишка — мышка;

[л — л']: ел — ель, Юля — юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1.        Наглядно-действенный способ — объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2.        Словесно-контекстный способ — объясняют с помощью синонимов, словосочетании, в предложениях.

3. Смешанный способ — объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.

3.        Инструкция: «Одинаковые слова или разные?
Объясни их значение».

Тень — день, удочка — уточка, мышка — мишка, коса — коза, дочка — точка, щенок — сынок, рак — лак.

4.        Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду
называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5.        Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на
парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку
к той, название которой звучит похоже».

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания, 3 балла — допускает негрубые ошибки, 2 балла — выполнил 0,5 задания верно, 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов — отказ или невыполнение задания.

4. Дифференциация слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.

1.        Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

На — на — на — па;      ка—ка — га—ка.

2.        Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на—на—на—па; па—ба—па; ка—ка—га—ка.

3.        Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да—та—да;            ба—па—ба        ;         га—ка—га;

та—да—та;            па—ба—па;        ка—га—ка;

са—ша—са;                                 за—са—за;        ца—са—ца;

ша—са—ша;         са—за—са;         са—ца—СА;

жа—ша—жа;        ча—тя—ча        ;         ща—ча—ща;

ша—жа—ша;                           тя—ча—тя;        ча—ща—ча;

ра—ла—ра;                                ла—ра—ла.

Примечание:

1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.

2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4.        Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги,
ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па—да, па—па, ка—га, га—га, фа—ва.

Критерии оценки:  4 балла — точное выполнение задания; 3 балла — допускает негрубые ошибки; 2 балла — выполнил 0,5 задания верно; 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов — отказ или невыполнение задания

5. Дифференциация фонем

Цели:  1. Исследование навыков дифференциации фонем. 2. Проверка готовности к формировании звукового анализа.

1.        Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит — у-у-у, девочка плачет — а-а-а, птичка поет — и-и-и, корова мычит — м-м-м, молоток стучит — т-т-т, ветер воет — в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.

У — поезд;        Т — молоток; А — ребенок;        В — ветер; И — птичка;         3 — комар;  М — корова;        Э — жук.

2.        Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков — [а, о,у, и, ы, а, э].

3.        Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А». (Зеленый кружок — звук [и], желтый кружок — звук [у].)

Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

4.        Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

5.        Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:

  • ао, уа, аи, ио
  • аиу, иао, уао, оиы
  • аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];                   [щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];                      [ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];

[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].

Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания; 3 балла — допускает негрубые ошибки; 2 балла — выполнил 0,5 задания верно; 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов — отказ или невыполнение задания

6. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.

1.        Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»: а;    ау;      иоу

2.        Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

3.        Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь
в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь
звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

4.        Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»: а,   ауи,    иуа,    ау.

5.        Инструкция: «Разложи картинки на две кучки.
В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой — на звук «к».

Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

6.        Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».

Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.
тан—        ро—      пау—        ко—   вени—        со—    самоле—     бегемо-

7.        Инструкция: «Назови первый звук в слове»: аист,        Иван,        утка, арбуз,         Илья,        улитка,  альбом,        иголка,        улица.

8.        Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

9.        Инструкция: «Назови первый звук в слове»: малина,      волны капуста, молоко,       вафли,        кошка.

10.        Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»:

иголка,        избушка, улица,        осы, ослики,        антилопа.

 Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение задания; 3 балла — допускает негрубые ошибки; 2 балла — выполнил 0,5 задания верно; 1 балл — более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов — отказ или невыполнение задания

Обследование состояния мелкой моторики

Исследования развития кинестетической основы движений руки.

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2.«Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4 «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполняются правильно; 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии; 1 балл — задания выполняются с помощью взрослого; 0 баллов — задания не выполняются.

Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

1) Праксис по словесной инструкции.

Инструкция:  «Сложи первый  и  второй пальцы  в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполняются правильно;
3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;        2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии; 1 балл — выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий); 0 баллов — задания не выполняются.

2) Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рисунке поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После не выполнения каждой позы ребенок свободно кладёт руку на стол.

Исследование кинетической основы движений руки.

1) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак — ребро — ладонь»).

Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей — наоборот.

Критерии оценки:

4        балла — задание выполняется правильно без помощи
взрослого; 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; синкинезий; 2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий; 1 балл — выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); 0 баллов — невозможность поочередного выполнения движений.

2) Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого). Одновременное изменение положений обеих кистей рук одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.

 4) Инструкция: «Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук бери со стола по одной спичке и клади их в коробок».

Критерии оценки: 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — единичные ошибки, дизритмия; 1   балл  —  многократные  ошибки, дизритмия,  наличие лишних движений, замена одних движений другими; 0 баллов — невозможность одновременного выполнения движений.

Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы).

1) Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого — дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» (дорожки по Л.А. Венгеру.)

Критерии оценки: 4        балла — при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги; 3        балла — выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз; 2 балла — выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии; 1        балл — не более трех выходов за пределы «дорожки», не ровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии; 0 баллов — невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

2.Исследование графических навыков.

1. «Проведи прямую линию».

2. «Проведи прямую линию слева направо».

3. «Проведи прямую линию сверху вниз».

4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».

5. «Соедини точки».

6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).

7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).

Критерии оценки: 4 – балла графические навыки сформированы соответственно возрасту; 3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно; 2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги; 1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии; 0 баллов – задание не выполняется.

3.Монометрический тест «Вырезывание круга»

Материал: квадратный листок бумаги, на котором начерчено 7 кругов (диаметр рельефно очерченного круга равен 5 см; другие круги, очерченные менее рельефно, отличаются от него величиной радиуса на 1, 2, 3 мм), нетугие ножницы, секундомер.

Инструкция: «Вырежи круг по широкой линии».

Работа ведется ведущей рукой. Продолжительность — 1 минута. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи).

Критерии оценки:

4 балла — правильное выполнение задания; 3 балла — задание выполнено правильно, однако круг вырезан не полностью (но не менее 8/9 периметра); 2 балла — при выполнении задания отклонений от утолщения не более 2 раз (если ребенок в процессе работы перерезал одну из тонких линии) или 1 раза (если он перерезал две тонкие линии); 1 балл — при выполнении задания ребенок не уложился в отведенное время; 0 баллов — задание считается невыполненным при наличии многочисленных ошибок.

4. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)

Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.

Инструкция: «По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки».

По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечении десяти секунд дается сигнал об окончании работы. После перерыва в тридцать секунд это же задание проделывается другой рукой.

Критерии оценки:        

4 балла — выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот); 3 балла – выполнения задания в быстром темпе для одной руки ( с указанием для какой руки выполнено задание), начертание более 20 линей; 2 балла – выполнение задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движений; 1 балл – выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движений; 0 баллов – начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных п...

Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"

Для своевременного и правильного проведения  коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно  продиагностировать произносительную сторону речи  д...