Методическая разработка Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» (интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога)
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

 Лахонина Светлана Вячеславовна

Данное интегрированное  занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции  речи  у детей.

Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью,  активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений,  сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий,  проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Методическая разработка предназначена для  учителей – логопедов и   педагогов – психологов дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №58 «Гнездышко»

Методическая разработка

Конспект  коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом».

(интегрированное занятие логопеда и психолога)

ЗАТО г. Железногорск

2018 г

Автор

Лахонина Светлана Вячеславовна учитель-логопед МБДОУ № 58

Конспект  коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» - ЗАТО, г. Железногорск, 2018 – 9 с.

Данная методическая разработка является победителем Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучшая методическая разработка» (Диплом- II степени)

Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции  речи  у детей.

Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью,  активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений,  сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий,  проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Занятие  адресовано  логопедам и психологам  ДОУ для индивидуальных форм работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 4

Основная часть….………………………………………………………………………… ….  5

Заключение…………………………………………………………...……………..8

Используемая литература ………………………………………………………….9

 

Введение

В Федеральные государственные образовательные стандарты  в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.

    Последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения, одна  из них коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

     Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к  коррекционно - образовательному процессу, который  направлен на  тесное сотрудничество педагогов ДОУ.    

    Приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с нарушениями речи, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках  ДОУ.

   В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, инклюзивного образования возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.

   Одна из форм реализации модели взаимодействия – интегрированные занятия, проводимые в конце каждого месяца. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка.

   Тематический подход к организации индивидуального занятия позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации,  в играх.

    Оптимизация содержания непосредственно образовательной деятельности  обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции речевого развития. Логопед работает над  развитием артикуляционной моторики, требуемой для постановки звуков,  над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, над развитием связной речи, психолог над развитием познавательных  психических процессов.

       В индивидуальном  занятии  всегда прослеживаются основные этапы, что очень важно не только для логопеда и психолога, но и для ребенка.

1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
   Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.   

  Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.  В занятие включены различные виды игр, в том числе и игры с кинетическим песком. Для коррекционной работы был выбран кинетический песок (Kinetic Sand). Это совершенно инновационный и необычный материал.   Это позволяет обеспечить позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов

  Опыт работы показал, что использование Kinetic Sand  дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;  

- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;

 - на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Основная часть

Конспект коррекционной  НОД «Как хорошо иметь свой дом».
(интегрированное занятие логопеда и психолога)

Цель: Мотивировать ребенка на поддержание  диалога с взрослыми, на развитие артикуляционной моторики, на закрепление обобщающих понятий и частей предмета.

Задачи:
Коррекционно – образовательные

- актуализировать и обогатить словарь по лексическим темам «Домашние животные» и «Посуда»;

- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- упражнять в составлении и повторении за взрослым простого предложения;
- совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно - воспитательные:
- формировать положительное отношение к окружающему миру и нравственные качества: доброжелательность и отзывчивость.

Коррекционно - развивающие:

- создать условия для развития умения видеть проблему, прогнозировать подбор средств для  решения.

- развивать фонематический слух, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

Коррекционно – здоровьесберегающие  задачи:

- следить за правильной посадкой ребенка;

- чередовать статистические и динамические задания.


Оборудование для занятияигрушка – " котёнок", зеркало, ящики с кинетическим песком, набор посуды (миска, блюдце, ложка, молочник, тарелка), картинка «домик», мелкие  игрушки из киндер – сюрприза.
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что ребёнок назовёт части дома, выполнит артикуляционное упражнение, поддержит  диалог с взрослым, запомнит загадку, назовет некоторые предметы посуды и обобщающее слово.

Ход НОД:

Логопед: Макар, кто это? Отгадай загадку "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".
Ребёнок: Это котёнок.
Логопед: Правильно. Это котёнок. Повтори загадку.
Логопед: Я сегодня по дороге на работу нашла котёнка, он был бездомный - это значит, что ему негде жить. И принесла  его в садик. Где же он? (Логопед, перемещаясь, в разных местах помещения издаёт звукоподражания жалобным голосом). Ребёнок определяет по звукоподражанию местоположение игрушки и находит её.
Логопед: Посмотри, какого котёночка я нашла. Какого цвета шёрстка у него? 
Ребёнок: Белая.
Логопед: Да. У котёнка шерсть белая. Повтори за мной. (Ребёнок повторяет предложение). Логопед предлагает малышу погладить игрушку. Подуй на шёрстку. 
(Ребёнок дует на игрушку 2-3 раза).
Логопед: Хочешь послушать песенку про этого котёнка?
Ребёнок: Хочу послушать песенку.
Логопед:  поёт песенку «Киска». Музыка А.Александрова. Слова  Н.Френкель.
«Киска к деткам подошла, молочка просила,
Молочка просила

Молочка просила

«Мяу говорила Мяу,мяу,мяу.

Угостила молочком

Кисонька поела

Кисонька поела

Песенку запела Мур, МУР, МУР….
(ребенок подпевает)
Логопед: Послушай, что это?
Мяу-мяу, плачет киска–
У меня пустая миска!
Мяу-мяу, где хозяйка?
Ей меня совсем не жалко!
Пожалели дети киску,
Молока налили в миску.
Ребёнок: Это стишок.

Логопед: У песенки всегда есть мелодия, песенку мы поем, а стихотворение рассказываем.

Логопед: Наш котенок голодный, что нам надо сделать?

Ребенок: Накормить.

Логопед: Макар бери посуду, неси котенку? (ребенок самостоятельно ходит по кабинету и ищет предметы  посуды) Что ты взял?  

Ребенок: Посуду.

Логопед: У нас разная посуда: миска, тарелка и блюдце. В миску - нальем молока (насыпаем песок), в тарелку положим сосиску (лепим колбаски из песка), в блюдце положим сметану.
Логопед: Покажи, как котенок лизал сметану? (Выполнение перед зеркалом артикуляционного упражнения «Киска лижет сметану» 8 – 10 раз совместно с логопедом).
Логопед: Макар, спроси у котёнка, как его зовут?
Ребёнок: Как тебя зовут?
Логопед: (за котёнка) Меня зовут Васька. Сейчас я сыт. Я хочу играть, но у меня нет игрушек.

Психолог: Идите ко мне, я знаю, где найти игрушки. Они спрятаны в песочнице,  поищем их?

Ребенок : Давай поищем  (находят игрушки 4-5 штук, проводится игра «Чего не стало?»)

Психолог: Игрушки у котенка есть, а что нам можно сделать, чтобы у котенка был дом?

Ребенок: Построить из кирпичиков, сделать из бумаги, нарисовать….

Психолог: Можем мы нарисовать домик  на желтом песочке?
Ребёнок: Да, можем нарисовать домик.
Психолог: На  песке у нас получится такой домик, как на картинке.  Какой песок?

Ребёнок: Песок мягкий, теплый.

Психолог: Нарисуй пальчиком квадрат – это будут стены домика. Что у тебя получилось?

Ребёнок: Я нарисовал стены домика.
Затем на песке последовательно рисуются все части домика (Крыша, окошко, труба, крыльцо).
Психолог: Какой домик получился?
Ребёнок: Красивый.
Психолог: Да, домик маленький, красивый. Повтори за мной.
Психолог: Вот теперь у Васьки есть свой дом. Сюда принесем игрушки и посуду.
Весело будет котенку. Давай не будем ему мешать, пусть, играет.
Логопед, психолог  и ребёнок уходят.

 

Заключение

Результат таких индивидуальных занятий;

Дети учатся:

- сопровождать игровую деятельность речью;

 -активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;

 - сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;

 - проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

  Проведение  индивидуальных  занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании речевых раасстройств.

   Хочется отметить, что данные  занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции нарушения речи  у детей.

   Занятие  предназначено для индивидуальной работы с ребенком.

   Занятие  могут использовать в работе логопеды  и психологи других детских учреждений.


Использованная литература:

      1.Барышникова С. М.  Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.

  1. Семененко Е. А.  Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по теме «Весна. Весенние цветы»

Задачи:Развивать внимание и память;Формировать навыки позитивной коммуникации;Создать психологический комфорт;Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;Продолжать пополнять знания детей о вес...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ на тему: «Путешествие в осенний лес» (подготовительная группа)

Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить понятия «звук», «бу...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по теме: "Перелетные птицы"

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя речи....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по лексической теме: «Фрукты»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по лексической  теме: «Фрукты»...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...