Развитие речевого дыхания.
презентация по логопедии

Медкова Олеся Николаевна

Материал для развития речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechevogo_dyhaniya.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Дыхание правит всем» (индийская пословица) Дыхание основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Слайд 3

Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями характеризуется : ‒ малым объемом легких; ‒ слабой дыхательной мускулатурой; ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); ‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); ‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова); ‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Слайд 4

Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие: – систематизация стандартных и вариативных игр и упражнений; – использование метода Биологической Обратной Связи; – применение точечного массажа; – применение ароматерапии.

Слайд 5

Виды дыхания: - физиологическое (неречевое); - речевое (фонационное). Типы дыхания: ‒ верхнее дыхание (ключичное); ‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное); ‒ нижнее дыхание (брюшное, или диафрагмальное). Три основных направления воздушной струи: 1.Воздушная струя направлена прямо по центру языка: для губно-зубных (в, в', ф, ф'), заднеязычных (к, к', г, г', х, х'), переднеязычных (т, т', д, д'), свистящих (с, с', з, з', ц). 2.Воздушная струя направлена по центру языка вверх: для произнесения шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р'). 3.Воздушная струя направлена по боковым краям языка: для произнесения смычно-проходных (л, л') звуков.

Слайд 6

Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой : Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко». Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т.п.) Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился. Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек. Пускание мыльных пузырей. Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки. Гонки по воде бумажных корабликов.

Слайд 13

Совмещаем работу над развитием мелкой моторики с развитием воздушной струи.

Слайд 14

Флейта для носа Очень интересный музыкальный инструмент, который позволяет научить ребенка различать носовой и ротовой выдох. Полезен при вредной привычке дышать ртом, при инфантильном типе глотания. Рекомендуется детям с дизартрией, заиканием.

Слайд 15

Дутье сквозь растянутые в улыбке губы: «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен. «Остуди блинчик» Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка. Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

Слайд 16

Дутье на язык : 1. Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки. 2. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Лучше использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка. 3. Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок. 4. «Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

Слайд 17

Логотерапевтический метод Биологической Обратной Связи (автор Сметанкин А.А.) – уникальный метод для формирования речевого дыхания. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую. Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами.

Слайд 18

Комплекс массажа БАТ, способствующий нормализации носового дыхания: 1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. 2. Постукивать по крыльям носа. 3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи. 4. Сделать “курносый нос”, потряхивая кончик носа указательным пальцем 5. Указательными пальцами вибрирующим движением активизировать БАТ возле крыльев носа с обеих сторон. Комплекс массажа БАТ, способствующий снятию напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры: 1.Одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе. 2. Одиночная точка в центре подбородочно-губной складки. 3. Парные точки кнаружи от угла рта на 1см на вертикальной линии от зрачка.

Слайд 19

Ароматерапия - это методика лечения заболеваний, основанная на применении эфирных масел, полученных из ароматических растений. Ароматерапию можно совмещать с любой дыхательной гимнастикой, если нет склонности к аллергическим реакциям.

Слайд 20

Требования к выполнению дыхательных упражнений: Заниматься до еды, в хорошо проветренном помещении. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению. Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. Не надувать щеки. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля. На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля. Выдыхаемый воздух не задерживать. Упражнения могут выполняться под счет. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

Слайд 21

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе. Выработать четкую и внятную речь.

Слайд 22

Литература: 1. Андреев Ю.А. Твое волшебное дыхание. / Ю.А. Андреев. - СПб.: Питер, 2007. - 160 с. 2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2004. 3.Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. 4. Янушко Е. Развитие речевого дыхания. Практическая психология и логопедия. - 2009. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...