План -конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: «Звук [р],буква р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: познакомить детей со звуком [р], буквой р.

Задачи: закрепление навыка чёткого произношения звука [р]; закрепление буквы р; развитие фонематического и зрительного восприятия, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений; развитие логического мышления. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие звуко - слоговых представлений; профилактика дисграфии. Воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки); воспитание навыков самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №78» Нижнекамского муниципального района Республики  Татарстан

План -конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: «Звук [р], буква р»

Составила:

учитель -логопед

Салахутдинова Гульнур Расиховна

                                             

г. Нижнекамск

Цель: познакомить детей со звуком [р], буквой р.

Задачи: закрепление навыка чёткого произношения звука [р]; закрепление буквы р; развитие фонематического и зрительного восприятия, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений; развитие логического мышления. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие звуко - слоговых представлений; профилактика дисграфии. Воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки); воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: мяч, предметные картинки на звук [р], буква р,игра «Рыбки» для определения место звука в слове, игра «Чудесный домик», цветные бумажные квадраты для схемы слов, зеркала, фломастеры, «игровизоры», счетные палочки, шнурочки, набор букв на каждого ребенка.

Ход занятия:

              - Дружно за руки возьмемся

                И друг другу улыбнемся

                Мы пожмем друг другу руки

                Побежит тепло по кругу.

                Вместе будем очень дружно

                На вопросы отвечать.

                Все хотим мы заниматься,

                Все хотим мы много знать.

Дети встают вокруг стола.

- Доброе утро.

- Доброе утро.

- Берем карточки с картинками. Внимательно смотрим и называем картинки.

Дети называют картинки.

- Скажите на какой звук начинаются слова?

- На звук [р].

- Мы сегодня будем говорит о звуке [р].

- Возьмите зеркала посмотрите и скажите, что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [р]?

- Губы улыбаются, зубы открываются, язык дрожит за верхними зубами. Повторите правильно звук [р].

- Положите зеркала.  Дайте характеристику звуку [р].

- Согласный, звонкий, твердый звук.

- Скажите, почему вы думаете, что это согласный, звонкий, твердый звук?

- Звук [р] произносится резко, поэтому согласный звук. Звенит в ушах, горло дрожит – это звонкий звук.

- Покажите, какой фишкой обозначаем звук [р]?

- Почему?

- Потому что это согласный, звонкий, твердый звук.

Дети встают в круг.

Игра «Лови звук».

-Хлопайте в ладошки, когда услышите звук [р].

- [Р], [п],[т], [ш], [з], [р], [к], [рь].

- Ра, па, ма, ро, шо, ри, зо, ко.

- Рама, рыба, банан, яблоко, коза, роза.

Игра «Запомни - повтори».

-Я скажу слоги, запомните, повторите так как я сказала и передайте мяч друг другу.

- Ра -ро – ру -ры

- Ар -ор -ур -ыр

 Игра «Определи место звука «р» в слове.

- Перед вами картинки. Определите место звука[р] в слове.

Дети определяют место звука [р] в словах.

Дети встают в круг.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.   

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Логопед показывает иллюстрацию с буквой р, дети рассматривают.

- Это буква «эр». Большую букву как называем?

- Заглавная.

- Маленькую букву как называем?

- Прописная.

- На что эта буква похожа?

Ответы детей.

- Как запомнить букву «эр»?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг -другу «эр» представить.

- Из чего состоит эта буква?

- Из палочки и полукруга.

- Подойдите к столу и составьте букву «эр».

Дети составляют букву «эр».

- Молодцы.

- Подойдите к доске, будем печатать эту букву. Сначала печатаем заглавную букву. Она занимает две клетки. Печатаем сверху вниз, слева направо. Печатаем прописную букву. Она занимает одну клетку. Печатаем сверху вниз, слева направо.

- Сначала печатаем на воздухе. Подняли руки. Поставили точку, печатаем сверху вниз, слева направо.

- Подойдите к столам. Садитесь удобно. Спина прямая. Берем фломастеры правильно. Печатаем буквы. Сначала заглавную букву, потом прописную.

Дети печатают буквы.

Мы писали.

Мы писали.

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём –

И опять писать начнём

Сожмем  снова разожмем

И сожмем  снова разожмем

И в замочек скрючим

Вот так мы можем.

Игра «Слово рассыпалось».

- Подходим к столам. Перед вами буквы, из них надо составить слово и делать звуковой анализ.

Игра «Чудесный домик».

- Подойдите к столу. Здесь стоит чудесный домик. Нам надо поселит слова в зависимости от количества слогов.  Сколько окон столько же должны быть слогов в слове.

- Если одно окно, сколько слогов должно быть?

- Один слог.

- Находим слово с одним слогом.

Дети находят слова с двумя, тремя, с четырьмя слогами, поселяют их в дом.

- Молодцы ребята.

- Вам понравилось занятие?

- Что больше всего запомнилось?

       - Что было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Звуки и буква «П».

Конспект занятия в старшей  логопедической группе. Тема:  Звуки и буква  «П».Цель:  Продолжать знакомить детей с артикуляционной позицией звуков. Научить характеризоват...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...