Сборник игр по обогащению словаря
картотека по логопедии (средняя группа)

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на обогащение словаря  детей  3-6 лет. 

Предназначен  сборник, для воспитателей, логопедов, а так же для родителей интересующихся развитием  речи детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник игр по обогащению  словаря

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на обогащение словаря  детей  3-6 лет.

Предназначен  сборник, для воспитателей, логопедов, а так же для родителей интересующихся развитием  речи детей.

Помните что, прежде чем усвоить слово, ребенок пройдет три ступени:

-понимает, но не использует в собственной речи.

-узнает и называет предмет лишь в привычных для себя условиях.

-начнет правильно использовать слова в любых связях и отношениях.

ИГРАЙТЕ! Играя, ребенок, имея  двигательную опору, запоминает,  а значит, обогащает свой словарь.

Игра «Потому что»

Цель: активизация,  уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

____________________________________________________________________________________

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения

Игровой материал: серии сюжетных картинок

_____________________________________________________________________________________

 Игра «Отгадай загадку»

Цель: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры

Игровой материал: Картинки

__________________________________________________________________

Игра «Назови одним словом»

Цель: учить называть обобщающее слово-существительное

Игровой материал: картинки по лексическим темам

Игра «Скажи наоборот»

Цель: обогащать словарь словами - антонимами

_____________________________________________________________________________________

                       

 Игра «Запомни слова по рисункам»

Цель: развивать моторно-слуховую память

Игровой материал: рисунки со словами

_____________________________________________________________________________________

Игра «Добавь свой предмет …»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал в саду…яблоки». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего фрукта ( другое, согласно лексической теме): «Я собрал в саду  яблоки и груши». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий новый предмет. Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним

______________________________________________________________________________

Игра «Угадай предмет по описанию»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (согласно лекс.теме ). Взрослый дает следующее описание предмета. Ребенок выбирает нужную картинку и называет его. В случае затруднений с ответом взрослый задает  наводящие вопросы.

Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью.

____________________________________________________________________________

 Игра « Чего не стало?

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие    логического мышления.

Оборудование: предмет или игрушка.

Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.

___________________________________________________________________________

 Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Желтый». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (лимон), и возвращает мяч взрослому.

_________________________________________________________________________

 Игра «Самый внимательный »

Цель. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.

Содержание. Дети рассматривают картинки по теме, представляющие предметы в затрудненных для восприятия условиях. Побеждает в игре тот, кто  больше узнает и правильно назовет предмет

Игра «Назови, чего не хватает?»

Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о животных, о предметах.

Оборудование: Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела), цветные карандаши.

Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».

 Игра  «Что где находится?»

Цель: Уточнение представлений о местоположении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование: Лото

Содержание: Взрослый: «Посмотрите на ваши карты и скажите, у кого нарисован сад? Огород? Клумба? Что растет в саду? Что хранится в шкафу? Что может находится на дороге?

Демонстрируя маленькие картинки, взрослый называет их: «Это сковорода, где она находится?» Ребенок. Узнавший свой предмет, отвечает на вопрос (Сковорода находится на кухне») и берет картинку себе. Выигрывает тот, кто раньше сложит карту целиком.

 Игра «Угадай предмет»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Оборудование: Большие картины-предметы, на которых изображены 6 картинок.

 Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.

_______________________________________________________________________________

Игра с мячом «Мяч бросай и называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее слово и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слово.

_________________________________________________________________________________

 Игра с мячом «Я знаю три названия».

 Раз и два, и три- слово назови.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит:

 «Я знаю три предмета мебели: стул, стол, шкаф».

________________________________________________________________________________

Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. 

___________________________________________________________________________________

 Игра с мячом «Чей голосок? ».

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает:

 «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

_____________________________________________________________________________________

 Игра с мячом  «Кто где живет?»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1. Логопед: живет в дупле?. Кто живет в скворечнике?

Вариант 2. Логопед: Где живет медведь? Где живет волк?

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

__________________________________________________________________________________

Игра с мячом  «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

________________________________________________________________

 Игра с мячом «Летает, ползает, бегает?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

__________________________________________________________________________________

.Игра с мячом «Цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

____________________________________________________________________________________

 Игра с мячом   «Скажи кто  лишний»                

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

_____________________________________________________________________________________

Игра с мячом  «Один, два — много»    

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

_____________________________________________________________________________________

 Игра с мячом  «Где мяч?»

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

 Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?»

_____________________________________________________________________________________

Игра с мячом  «один-пять»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

 Игра с мячом   «Дни недели»    

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово стучит мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка. Ребенок подхватывает мяч и продолжает, отбивать  мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Игра с мячом  «Месяц к месяцу»        

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

____________________________________________________________________________________

 Игра с мячом  «Что за чем?»

 Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

_____________________________________________________________________________________                    

Игра с мячом «Бывает — не бывает»

 Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Дети встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

_____________________________________________________________________________________

 Игра с мячом «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект.

_____________________________________________________________________________________                    

Игра с мячом «Ты и я- одна семья»

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

___________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

Обогащение словаря дошкольников с ОНР

В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...

Сборник театрализованных игр для обогащения словаря дошкольников

Материалы сборника театрализованных игр, направленных на обогащение словаря у дошкольников, могут представлять интерес для педагогов ДОО, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования...

Методическая разработка "Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами"

Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами....