"Дорожные цепочки"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жилинская Анна Сергеевна

Общеизвестно, что дети лучше усваивают полезные знания в игровой форме. Особенно, если применять на занятиях «одушевленные» пособия, а также то, что сделано в присутствии детей и с их помощью из подручного материала. Именно тогда достигается наибольший эффект.
Игра «Дорожные цепочки» предназначена для ознакомления 5-7-летних детей с основными правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnye_tsepochki.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожные цепочки

Для изготовления таких веселых знаков можно использовать любые коробки, например, из-под стирального порошка. Они обклеиваются яркой пленкой, так, чтобы знаки, относящиеся к определенным видам (приоритета, сервиса, предупреждающие, запрещающие, предписывающие) были одного цвета. Руки к знакам со сменяющимся набором геометрических фигур можно сделать из картона. Руки и фигуры крепятся с помощью липкой ленты, что делает знак многофункциональным и мобильным.
К изготовлению пособия желательно привлечь детей, которые будут вырезать и наклеивать детали лица, фигуры, рисовать картинки, отображающие ситуацию на дорогах.
Данная игра имеет множество вариантов и может преследовать следующие цели:
- закрепление названий дорожных знаков, их классификации и правил поведения на улице;
- развитие связной речи, упражнение в составлении небольших рассказов по рисунку;
- развитие ориентировки в пространстве, закрепление предлогов на, под, в, перед, между, за, из-под, из-за, из;
- формирование произвольного внимания, зрительной памяти, наблюдательности, смекалки;
- закрепление названий цветов спектра, геометрических фигур;
- развитие ловкости, меткости, зрительно-двигательной координации;
- воспитание доброжелательности, справедливости, умения оказывать дружескую взаимопомощь.
Для игры потребуются:
- 15 коробок-знаков, по три знака на каждый вид (приоритета, сервиса, предупреждающие, запрещающие, предписывающие);
- руки к знакам со сменяющимся набором геометрических фигур (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал), по шесть штук каждого вида;
- конверты с геометрическими фигурами;
- мяч, пять обручей;
- набор детских рисунков с ситуациями применения дорожного знака;
- сигнальные карточки с изображением цветов спектра;
- карточки с загадками и стихами.
Варианты игры
Озорной мячик
Играют 5 человек. Перед игрой воспитатель предлагает детям выбрать по одной сигнальной карточке и назвать ее цвет.
Перед детьми на расстоянии 2-3 м выстраивается цепочка из дорожных знаков. С помощью считалки игроки определяют очередность и начинают сбивать знак, бросая мяч одной или обеими руками, предварительно договорившись о способе броска.
Ребенок среднего дошкольного возраста (5 лет) может только тогда забрать знак, когда его обратная сторона будет такого же цвета, что и сигнальная карточка. Педагог говорит название знака, а ребенок его повторяет. Если цвет обратной стороны назван неправильно или он не соответствует цвету сигнальной карточки, знак снова восстанавливают в цепочке.
Ребенок старшего дошкольного возраста (6-7 лет) забирает знак на тех же условиях, но называет его самостоятельно. Если ответы даны неверно, и цвет не соответствует цвету сигнальной карточки, то знак снова восстанавливают в цепочке.
Побеждает тот, кто первым соберет все знаки. В данном случае у детей должно быть по три дорожных знака.
Кто больше соберет цепочек?
Играют 1-3 человека. Уже при игре вдвоем будет присутствовать соревновательный элемент. Знаки с прикрепленными к рукам геометрическими фигурами расставлены по всей комнате. Дети стоят за чертой. В центре лежат пять обручей, в каждом - конверт с определенной геометрической фигурой.
По сигналу педагога «Раз, два, три, цепочку собери!» дети подбегают к одному из обручей, открывают конверт, называют фигуру и начинают собирать знаки к ней, складывая их в соответствующий обруч.
Средний дошкольный возраст: побеждает тот, кто больше и быст-
рее всех собрал цепочек и правильно назвал дорожные знаки.
Старший дошкольный возраст: побеждает тот, кто больше и быстрее всех собрал цепочек и правильно назвал обобщающее понятие (вид собранных знаков).
Собери знаки и объясни ситуацию
Играют 1-5 детей старшего дошкольного возраста. В разных местах комнаты разложены рисунки на тему «Дорога глазами детей и взрослых». В центре помещения выложена цепочка дорожных знаков. Педагог дает каждому ребенку свое задание. Количество заданий зависит от количества рисунков.
Найти рисунок, который лежит на столе, в шкафу, под альбомом, за дверью, перед регулировщиком, между регулировщиком и светофором. Вытащить рисунок из коробки, из-под книги, из-за шкафа и т.д.
Ребенок находит рисунок, рассматривает его, называет дорожный знак или знаки, которые там изображены, находит данный знак в цепочке знаков, но берет его, только когда отгадает загадку. Затем ребенок объясняет ситуацию, где применен данный дорожный знак и составляет небольшой рассказ по своему рисунку.
Побеждает тот, кто больше соберет знаков и придумает интересную историю.
Можно использовать загадки и стихи «Дорожный алфавит» (авт. Р.Б. Бабина).

Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда, вздымая пыль,
Нас помчит … (автомобиль).
По наезженной дороге
Они бегут быстрей,
чем ноги. (Колеса.)

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ:
Это мой … (велосипед).

В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое? (Остановка.)

На четыре ноги
Надевают сапоги.
Перед тем как надевать -
Надо обувь надувать. (Шины.)

Горючая жидкость для за-
правки машин называется … (бензин).

Чтоб приучить пешехода к
порядку,
Разлиновали асфальт, как
тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
За собой пешехода ведут. (Пешеходный переход.)

Голубые поезда
Под землею мчатся,
Помогают в городах
Всюду добираться. (Метро.)

Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут? (Регулировщик.)
Сами не видят, а другим указывают. (Дорожные знаки)

Мы три родные брата
И светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Наш домик - … (светофор).

Посреди дороги прямо
Разлеглась нахально … (яма).

Всех шикарней из машин
В мире признан … (лимузин).
Путешествие в страну
дорожных знаков
Играют 2 команды по 5 человек. На полу стоят дорожные знаки, мягкие модули, строительный конструктор. Педагог предлагает командам выбрать капитана. Затем капитаны выбирают рисунок, согласно которому команды должны на полу смоделировать дорожную ситуацию и расставить соответствующую цепочку из дорожных знаков.
Побеждает та команда, которая правильно назвала все использованные знаки и их вид и достоверно составила модель в соответствии с рисунком.
Внимательный пешеход
Играют 2 команды по 5 человек. Педагог предлагает детям поиграть в пешеходов.
1. Отгадывание загадок. За правильно угаданную загадку команда получает фишку.

Знак ребят предупреждает,
От несчастья ограждает:
«Переезд! Во всю гляди!
За шлагбаумом следи!» (Железнодорожный переезд со шлагбаумом.)

Чтоб всегда тебе помочь
Путь пройти опасный,
Говорим и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный. (Светофорное регулирование.)

Затихают все моторы!
И внимательней шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!» (Дети.)

Это знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход.)
Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам! (Телефон.)

Тут и вилка, тут и ложка -
Подзаправились немножко.
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания.)

2. Эстафета. Дети должны выбрать знак для пешеходов и объяснить его назначение. Затем знаки группируются по видам: одна команда собирает знаки сервиса, другая - запрещающие. Побеждает команда, быстрее собравшая необходимые знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Занятия для развития речи, хорошо развивает восприятие звуков....

Конспект занятия "Пищевые цепочки в лесу"

Тема: "Пищевые цепочки в лесу"Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме "Лес".Задачи: формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса        ...

Проект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Экологическая цепочка»

Данное занятие разработано с использованием принципа интеграции,       причем интеграция не только  образовательных областей,  видов деятельности, но и  ин...

"Цепочка слов"

Выполняя это задание, ребёнок упражняется в выделении начального и конечного звука в слове....

Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.Ход игры. Логопед называет первое слово и передаѐт мяч ребѐнку. Далее мяч передаѐтся от ребѐнка к ребѐнку. ...