Проект по развитию речи на тему: "Язычок р-р-р-рычит".
проект по логопедии

Рахимова Анастасия Алексеевна

Проект адресован педагогическим работникам детского сада, родителям (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazychok_r-r-r-r-rychit.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

     

Проект на тему:

«Язычок р-р-р-рычит».

Содержание логопедического проекта:

        Паспорт логопедического проекта

              1. Введение

                     1.1.Актуальность проекта

                     1.2.Проектная идея

                     1.3. Краткая характеристика логопедического проекта

                     1.4.План реализации проекта

             2. Практическая часть

                     2.1.Продукты проекта

                     2.2.Ожидаемые результаты

             3. Выводы

         Список литературы

         Приложение

   

Паспорт проекта

Наименование проекта

Язычок р-р-р-рычит

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

По составу участников проекта

Комплексный (обучающиеся – педагогические работники – родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся)

По продолжительности проект

Краткосрочный; срок реализации 02.11.2020 – 08.11.2020

По характеру участия обучающегося в проекте

Участник от идеи до получения результата

По виду проект

Индивидуальный, подгрупповой

Организация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Заведующий

Антонова Светлана Анатольевна

Разработчик проекта

Учитель – логопед Рахимова А.А.

Участники проекта

Обучающиеся, специалисты, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся

Степень распространенности проекта

Проект адресован педагогическим работникам детского сада, родителям (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Объект проекта

Особенности речевого развития у детей дошкольного возраста

Предмет проекта

Условия использования проектной деятельности

Гипотеза проекта

Если использовать метод проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, обучающимся будет быстрее и легче закрепить поставленные звуки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысится мотивация ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе используются методы:

- беседы;

- обобщение;

- построение гипотезы;

- наблюдение;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические, пальчиковые игры;

- рассматривание иллюстраций.

Цель проекта

Сформировать у детей с ОНР умения и навыки правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале посредством проектной деятельности.

Задачи проекта

1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Рь]).

4. Расширить, обогатить и активизировать словарь детей с данными звуками.

5. Побуждать детей к совместной деятельности с взрослыми.

6. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемые результаты

- способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей;

- правильное и осознанное произношение обучающимися звуков [Р], [Рь] во всех словах;

- создание совместно с детьми папок по автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках;

- положительная динамика речевого развития.

1.Введение

 С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод объектов- это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

1.1.Актуальность проекта.

Звуки – это основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Логопедическая работа по формированию произносительных навыков у дошкольников очень трудоёмка и построена на многократном повторении речевого материала и тренировочных упражнений, как на этапе подготовки к постановке звука, так и на этапе формирования произносительных умений и навыков.

Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребёнка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребёнка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением. Огромную помощь логопеду в решении данного вопроса может оказать создание проектной деятельности.

                                1.2.Проектная идея

- Создание папок по автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках.

1.3.Краткая характеристика логопедического проекта.

Название проекта «Язычок р-р-р-р-рычит».

Разработчиками данного проекта являемся я, учитель-логопед Рахимова Анастасия Алексеевна.

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный. 

Гипотеза проекта: если использовать метод проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, обучающимся будет быстрее и легче закрепить поставленные звуки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысится мотивация ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Участники – я, учитель-логопед, обучающиеся и их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

По продолжительности проект краткосрочный. Срок реализации с 02.11.2020г. по 08.11.2020г.

Вид проекта: индивидуальный, подгрупповой.

Цель проекта – сформировать у детей с ОНР умения и навыки правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале посредством проектной деятельности

Задачи проекта:

1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Рь]).

4. Расширить, обогатить и активизировать словарь детей с данными звуками.

5. Побуждать детей к совместной деятельности с взрослыми.

6. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Основной (практический) этап

Заключительный

1.4.План реализации проекта

Срок реализации

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

1 день

Презентация:

- «Комплекс упражнений, вырабатывающий артикуляционный уклад звуков Р-РЬ».

- Различение неречевых звуков «Кто как голос подает?».

- Звукоподражание «Лев рычит: р-р-р». Цель - закрепление изолированного произношения звука [Р].

- «Назови всех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р]». Цель - развитие фонематического слуха.

1. Информировать родителей по теме проекта.

2. Привлечь родителей группы к участию в проекте - попросить принести картинки со звуками [Р], [Рь] для изготовления папок.

Цель: приобщение родителей к созданию вокруг ребенка единого образовательного пространства.

2 день

Презентация «Игры на автоматизацию звуков [Р], [Рь]»:

- Игра «Сад – огород» (отобрать овощи и фрукты со звуком [Р].

- «Отгадай загадки» (дети отгадывают слова со звуком [Р]: арбуз, самовар, ромашка, барабан, мухомор).

- «Сосчитай». Цель - согласование числительных с существительными: три паровоза, пять ракет и т.д.

- «Назови правильно». Цель - согласование прилагательных с существительными.

1. Оформление стендовой информации для родителей: разработка буклета «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

2. Разработка консультаций: «Формирование навыков правильного произношения у детей старшего возраста».

3 день

Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке.

Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» (показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада звуков [Р], [Рь]).

4 день

НОД по развитию звуковой культуры на тему «Звуки [Р], [Рь]».

Размещение рекомендаций для родителей группы по закреплению звуков [Р], [Рь] 

5 день

Коллективная работа «Сказка о Веселом Язычке» (презентация Power Point).

Оформление индивидуальных папок с заданиями, с картинками для автоматизации звуков в словах и загадках.

2.Практическая часть

В ходе реализации проекта на подготовительном этапе я провела сбор литературы по теме: подобрали загадки, артикуляционные упражнения, дидактические и пальчиковые игры, демонстрационный материал, провели беседу с родителями о помощи в подготовке папок. На данном этапе также рассматривали с детьми профиль звуков [Р], [Рь] с целью расширения знаний о правильном произношении звуков.

На основном этапе я продемонстрировала презентации на тему: «Комплекс упражнений, вырабатывающий артикуляционный уклад звуков [Р] - [Рь]», «Игры на автоматизацию звуков [Р], [Рь]». Также провела с детьми игру «Кто как голос подает», и закрепила изолированное произношение звука [Р]. С детьми играли в игры «Сад – огород», «Отгадай загадки», «Сосчитай», «Назови правильно».

            Также подготовила презентацию на тему «Сказка о Весёлом язычке», НОД по развитию звуковой культуры на тему «Звуки [Р], [Рь]. Оформила папки с заданиями, с картинками для автоматизации звуков в словах и загадках.

В работе с обучающимися я также использовали настольно-печатные игры, дидактические игры, пальчиковые игры.

2.1. Продукты проекта.

1.Создание папки с заданиями, с картинками для автоматизации звуков в словах и загадках.

2.Создание НОД по развитию звуковой культуры на тему «Звуки [Р], [Рь].

2.2.Ожидаемые результаты.

1.Способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей;

2. Правильное и осознанное произношение обучающимися звуков [Р], [Рь] во всех словах;

3. Создание совместно с детьми папок по автоматизации звуков [Р], [Рь] в словах и загадках;

4. Положительная динамика речевого развития

             3.Выводы

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

 

Список использованной литературы

1.Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2007.

2.Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград, 2003.

3.Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М. ГНОМ и Д, 2001.

4.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство - Пресс», 2005.

5.Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1998.

6.И.Л.Лебедева Трудный звук, ты наш друг! - Москва, издательство Ветана - граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....