Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Бажитова Наталья Петровна

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

(старшая группа)

  1. Словарь и словообразование

1. Предметный словарь: 

  • животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда;
  • птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курятник, птичник, хозяйка, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птицефабрика, птенцы, корм, наседка, несушка, двор;
  • животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник.

2. Глагольный словарь: 

  • мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить;
  • клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать;
  • нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

3. Словарь признаков: 

  • крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой;
  • крупный, мелкий, белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный;
  • полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый.

4. Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло, легко, сильно.

5. Антонимы: большой - маленький, быстро – медленно, крупный - мелкий, высокий - низкий, трусливый - храбрый, добрый - злой, неповоротливый - проворный, короткий - длинный.

6.Синонимы: 

  • будка – конура, осел – ишак.

7.  Словообразование:

1) прилагательных от существительных (коза - козий);

2) приставочных глаголов (ускакать, прискакать);

3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака—собачка);

4) прилагательных от словосочетаний

(день с солнцем — солнечный);

5) существительных от существительных (конь — конюшня, конюх, кот —

котенок);

6) глаголов от звукоподражаний (мычать, хрюкать);

7) прилагательных от существительных (утка - утиный);

8) существительных от прилагательных (пестрый — пеструшка);

9) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (курица — курочка);

10) существительных от существительных (корм — кормушка, утка — утенок);

11) глаголов от звукоподражаний (гоготать);

12) сложных слов (птицефабрика, белоголовый);

13) прилагательных от существительных (заяц - заячий);

14) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка — белочка);

15) существительных от существительных (медведь — медведица,  медвежонок);

16) сложных слов (толстокожий, длиннохвостый).

8.Подбор родственных слов: 

  • корова, теленок, конь, кот; птица, курица, петух;
  • лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.

9.Многозначность: 

  • хвост, конь;
  • крыло, гребень;
  • заяц, морж.

2. Грамматический строй

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных:

  • кошка — пушистая;
  • цыпленок – желтый;
  • заяц - трусливый.

2. Образование множественного числа существительных.  

  • Конь – кони.
  • Утка – утки.
  • Волк – волки.
  • Свинья – свиньи. И т.д.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. 

  • Один кот, мой конь, много коров.
  • Один петух, моя курица, много гусят.
  • Один заяц: мой еж: много белок. И т.д.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота).

— У кого кто? (предлог «у»: у коровы теленок, у козы козленок.)

— Накормим животных (корову сеном, собаку мясом).

— Где живут? (предлоги «в», «на»: собака в конуре, конь на конюшне).

—Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).

—        Для кого корм? (предлог «для»: для курицы, для коровы).

—        Чем кормим? (сеном, пшеном).

— Где живут? (предлог «в»: в гнезде, в дупле).

— Птичьи прятки (предлоги «в», «на», «за», «под»).

— Кто у кого? (предлог «у»: у белки бельчата).

—        Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежатами).

—        Кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось -рогами...).

— Кем нарядились на Новый год? (нарядимся зайцами).

— Где живут? (предлог «в»: лиса живет в норе).

— Кто где прячется? (предлоги: «в», «на», «за», «под»).

  1. Развитие психических функций

1.Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

—        Найди мам детенышам.

—        Кого чем покормила хозяйка?

—        Узнай предмет по контуру.

— Узнай предмет по его части.

—        Найди птенцам маму.

—        Кого чем покормила хозяйка?

— Узнай предмет по контуру.

— Для кого угощение?

— Узнай предмет по его части.

— Кто кого боится?

4. Классификация: хищники, травоядные, всеядные, животные Севера, жарких стран, средней полосы.

5. Проблемные вопросы:

— Смогут ли домашние животные выжить на воле? Почему?

— Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница.

—Можно ли вывести цыплят из яиц без курицы?

— Почему так называют: курятник, птичник.

— Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и не-

уклюжий?

— Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный, всеядный.

6.  4-й лишний:

—домашние животные – дикие животные;

— домашние животные – домашние птицы;

— детеныши – взрослые животные;

— домашние животные с рогами – домашние животные без рогов;

— домашние птицы – дикие птицы;

— водоплавающие – нет;

— взрослые птицы – птенцы;

—дикие животные-домашние животные;

—  взрослые животные – детеныши;

— животные средней полосы – животные жарких стран;

— животные с гривой – животные без гривы;

— животные с копытами – животные без копыт.

7. Объясни значение выражений:

— как корова языком слизала;

— как кошка с собакой;

— покупать кота в мешке.

— пух и перья полетят;

— как с гуся вода;

— носиться, как курица с яйцом;

— пишет, как курица лапой;

— гоняться за двумя зайцами;

— вертеться, как белка в колесе;

— волк в овечьей шкуре;

— сделать из мухи слона;

— держать в ежовых рукавицах.

4. Связная речь

1. Загадки-описания.

2. Описательные рассказы.

3. Сравнительно-описательные рассказы (олень - верблюд, коза - корова, лошадь – осел, два цыпленка, цыпленок и утенок).

4. Рассказы, по темам:

— Какую пользу приносят домашние животные.

— Как люди ухаживают за домашними животными?

— Сказка о любимом домашнем животном.

— Хвастовство домашних животных.

— Если бы я был котенком...

Какую пользу приносят домашние птицы?

— Как из яйца получится петушок?

— Приключение на птичьем дворе.

—Как люди ухаживают за домашними птицами?

— Если бы я был цыпленком...

— Как звери готовятся к зиме?

— Как нужно вести себя в лесу?

— Как животные защищаются от хищников?

— В зоопарке.

— Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?

—        Сказка о любимом животном:

—        Если бы я был зайцем...

—        Если бы я был медведем...

5. Развитие графических навыков

Рисование параллельных прямых линий, прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам, рисование предметов по образцу, обведение предметов по контуру, упражнения на развитие навыков конструирования.

Стихи

ПОРОСЯТА

Десяток

Поросят

Ужасно

Хочет

Есть,

И каждый

Поросенок

Вперед

Спешит

Пролезть.

Брыкаются,

Толкаются,

Пронзительно

Визжат,

И это

Называется

Обедом

Поросят!

Есть место

У корытца

Для всех

Для десяти.

В нем рыльцем

Можно рыться

И вкусное

Найти.

Но стукнули

Копытца,

Сраженье

Началось,

И пойло

Из корытца

На землю пролилось.

Пропало

Их питание!

Стоят

И голосят...

Плохое воспитание

У этих поросят.

 В. Лившиц

КРОЛИКИ

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

То ложились,

То кружились

В проволочном домике.

Лапками стучали,

Весело пищали.

Мы зверькам

Не травки жесткой —

Клеверу достанем...

Вырастайте

С нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

К. Кубилинскас

МОИ ДРУЗЬЯ

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком.

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Гуси и гусята,

Куры и цыплята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

А цыплят я крошками

Утром покормлю.

Г. Ладошциков

КОТИК

Вот какой коташка,

Круглая мордашка,

И на каждой лапке

Коготки-царапки.

Все ему игрушки —

Кубик и катушка.

Котик, точно мячик,

По квартире скачет.

О. Высотская

КОРОВА

Ходит-бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молока парного.

Саше, Маше и Маринке —

Будет всем по полной крынке.

Всем попить достанется,

И коту останется.

О. Высотская

В ЛЕСУ

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым.

Повалялась на песке,

Отряхнула шкуру.

Сына дальше повела,

Поискала броду,

Поискала, и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,

И на весь зеленый лес

Закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

Шлепнула трусишку.

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

— Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

Сына ласково зовет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

Е. Стюарт

ВОЛК

Нынче сено все возили,

На возы его грузили,

Нам не дали повезти —

Нам овец пришлось пасти.

Попасли мы и устали

И уселись под кустами.

Вдруг глядим — крадется волк,

Страшной пастью щелк да щелк!

Волк взаправдашний, с клыками,

Хвост веревкой, шерсть клоками.

Мы вскочили, закричали,

Замахали, застучали —

Скрылся волк в лесной дали.

Мы овечек сберегли.

К. Кубилинскас

КТО БЫ МОГ ПРЕДПОЛОЖИТЬ?

Ночной порой в глуши лесной

Медведь к дуплу пробрался

И сладкий мед из липких сот

Уже достать собрался.

Но задрожал и зажужжал

Пчелиный рой от гнева.

— Ворюгу вон! — взлетев на трон,

Вскричала королева.

Медведь в затылке почесал

И молвил без укора:

— Ну кто бы мог предположить,

Что я похож на вора?

У. де ла Мэр

ЕЖ

Желтых листьев целый ворох,

Ветра нет, а в листьях шорох!

Это еж, почуяв осень,

На иголках их уносит.

Хорошо, что он колючий, —

Сам теперь, как листьев куча!

ужно листьями скорей

Спальню выстелить в норе.

Е. Стюарт

ЗАЙЧИК

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

М. Клокова

ЛОСЬ

 В ручеек смотрит лось.

Удивляется небось:

Небосвод,

Месяц,

Лось...

И откуда все взялось? 

Н. Кордо

БЕЛКА

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка,

Белочка - карелочка,

Непоседа-егоза,

Словно бусинки, глаза.

А. Прокофьев

СЧИТАЛКА

Тады-рады-тынка

— Где же наша свинка?

Тады-рады-толки:

Съели свинку волки!

Ты бы их дубинкой!

Тады-рады-тутки:

С волком плохи шутки!

Тады-рады-тышка

— Выходи, трусишка!

Б. Заходер

Где живет он?

В самой чаще,

Самой-самой настоящей.

Там гуляет, там и спит, Т

ам детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать,

Очень любит он поспать.

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет.

С. Русев, А. Станчев

Загадки

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки.

(Кошка)

Не спеша шагает с речки,

В шубе ей тепло, как в печке.

Подойдет она к избе

И зовет меня: «Бе-бе»!

(Овца)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, Д

аже завиты рога.

(Баран)

Голодна — мычит,

Сыта — жует,

Малым деткам

Молока дает.

(Корова)

Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустует никогда

У меня кладовка.

(Белка)

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая.

Хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу живет.

В деревне кур крадет. (Лиса)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

(Еж)

По снегу бежит — петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

(Заяц)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это... (еж).

Сладкий мох искал весь день

И жевал его... (олень).

Диалог

— Кисонька-мурысенька, Где ты была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысенька, Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

Народная игра

Пальчиковая гимнастика

«БУРЕНУШКА»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышке.

(Дети показывают, как доят корову.)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(Делают «мордочки» из пальчиков.)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

(Снова «доят».)

Чешская песенка

Игра «КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ»

Координация речи с движением,

развитие подражательности, творческого воображения

Стало жарко, будто в печке,

Замолчали птицы.

(Дети идут в хороводе.)

Мы телят погнали к речке —

Надо им напиться.

(Идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой.)

Саргис, пестрый Пес дворовый,

(Встают на четвереньки.)

Как навстречу бросится!

(Прыжок в круг.)

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится...

(Бегут по кругу на четвереньках.)

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.

(Идут в хороводе.)

Уж мы Саргиса бранили,

Так что был не рад он.

(Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем.)

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле.

(Идут по кругу на четвереньках.)

У бедняги даже уши

От стыда висели.

(Встают, ладошками изображают висящие уши.)

К. Кубилинскас

«МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения,

подражательности, общих речевых навыков

Маленький кролик, пушистенький кролик

(Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед-назад.)

Всех нас смеяться заставил до колик:

(Останавливаются, держатся за животики.)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(Сначала прыгают на прямых ногах, потом — вприсядку.)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.)

Ах, как смешно его уши торчали!

(Делают «ушки» из ладошек.)

Мы хохотали, души в нем не чая,

(Опять держатся за животики.)

Но, на опушке заметив лису,

(Смотрят из-под руки.)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Подмигивают, разбегаются.)

Источники:

  1. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
  2. Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)...

Календарно - тематическое планирование по теме Домашние и дикие животные старшая группа

Материал предназнаен для планирования образовательной детельности на неделю для детей старшего возраста по теме Домашние и дикие животные...