Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Бажитова Наталья Петровна

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi_frukty_podgotovitelnaya_k_shkole_gruppa.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ОВОЩИ. ФРУКТЫ.  ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ, В ОГОРОДАХ И САДАХ».

(подготовительная к школе группа)

1. Словарь и словообразование

1. Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

2. Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

3. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

4. Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.

5. Антонимы: крупный - мелкий, рано - поздно, кислый - сладкий, гладкий

- шершавый, сажать – собирать; крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый.

6. Словообразование:

1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать...);

2) относительных прилагательных:

  • пюре из картофеля - картофельное;
  • суп из овощей – овощной;
  • салат из капусты – капустный;
  • сок из фруктов – фруктовый;
  • компот из груши – грушевый;
  • сок из яблок – яблочный;
  • икра из кабачков – кабачковая;
  • салат из огурцов – огуречный;
  • салат из моркови – морковный;
  • салат из свеклы – свекольный;

3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • горох – горошек;
  • огурец – огурчик;
  • абрикос – абрикосик;
  • яблоко – яблочко;
  • морковь – морковочка;
  • капуста - капусточка;
  • лук – лучок;
  • чеснок – чесночок;
  • перец – перчик;
  • картошка – картошечка;

4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);

5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);

6) сложных слов (садовод).

7. Подбор родственных слов: овощи, огород; яблоко, сад.

8. Многозначность: салат, лук; косточка, кисть.

2. Грамматический строй

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с существительными:

  • лук – горький;
  • яблоко – ароматное.

2. Образование множественного числа существительных. 

  • кабачок – кабачки;
  • яблоко – яблоки;
  • баклажан – баклажаны;
  • помидор – помидоры;
  • огурец – огурцы;
  • яблоко – яблоки;
  • груша – груши;
  • свекла – свёклы;
  • абрикос – абрикосы;
  • слива – сливы;
  • фрукт – фрукты;
  • овощ – овощи;

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Мешок чего?

— Из чего сделан салат? (предлог «из»).

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

— Куда сложим урожай? (предлог «в»)

— «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши...

— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...).

— У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками).

— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...).

3. Развитие психических функций

1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие.

4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

— Чудесный мешочек.

— Узнай на вкус.

— Что изменилось?

— Раскрась овощи.

— Узнай изображения по трафарету.

— Что внутри? (Косточки, семечки).

— Чудесный мешочек.

— Узнай на вкус.

—Чего не стало?

— Раскрась фрукты.

5. Проблемные вопросы:

— Как надолго сохранить овощи?

— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

— Как надолго сохранить фрукты?

— Почему так называют: садовод, сухофрукты?

6. 4-й лишний:

— овощи-фрукты;

— зеленые овощи - красные;

— овальные овощи - треугольные;

— едят сырыми – готовят;

— фрукты - овощи;

— фрукты - продукты;

— сладкие фрукты - кислые фрукты;

— тропические фрукты - фрукты нашей страны.

7. Объясни значение выражений:

— всякому овощу свое время.

4. Связная речь

1. Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы.

2. Описательные рассказы.

3. Рассказы по темам:

— Что можно приготовить из овощей?

— Путь картошки от посадки до кастрюли.

— Сказка о любимом овоще.

Если бы я был помидором...

— Кто и как ухаживает за садом?

— Птицы - друзья сада.

— Путь яблочного семечка до яблока.

— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.

— Чем полезны фрукты?

— Сказка о любимом фрукте.

— Если бы я был яблоком...

5. Развитие графических навыков

Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.

Стихи

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород —

Очень интересно.

Е. Благинина

ДЕДУШКА РОХ

Дедушка Рох

Посеял горох.

Землю пахал —

Тяжко вздыхал.

Когда убирал,

Пот утирал.

Когда молотил —

По пальцу хватил.

Зато когда ел,

Язык проглотил —

До того было вкусно.

Польская песенка

КУПИТЕ ЛУК

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

Шотландская песенка

В САДУ

Называют лето красным...

Я проснулся утром ясным.

Вся в росе, блестит трава.

Пышет золотом листва.

Обняла меня прохлада.

Я открыл калитку сада.

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят.

Краснобоки, краснощеки,

На ветвях своих высоких

Точно солнышки горят,

«С добрым утром!» — говорят.

Вижу: яблоко упало,

На тропинке запылало...

Вижу: красную рябинку

Дрозд роняет на тропинку...

Я скажу наоборот:

Осень красная идет!

САД

Я нарисовала

Яблоневый сад.

Там такие спелые

Яблоки висят.

Там трава желтеет,

Ива у ручья.

У забора будка.

Знаешь, это чья?

В ней живет огромный

Пес сторожевой.

Он хоть нарисованный,

Но совсем живой.

Если злой мальчишка

В мой полезет сад,

Сразу пса увидит,

Струсит и назад.

С. Капутикян

ПЕРСИК

Мы с дедушкой

Персик сажали в саду.

Три года он рос

У нас на виду.

Когда же плоды?

Не дождусь я никак...

И вот наконец —

Каждый персик с кулак.

Глажу мохнатую кожуру,

Белую,

Чистую

Миску беру.

Первые, спелые,

Красные, сладкие

Персики

Дедушке отнесу.

Загадки

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

В огороде вырастаю,

А когда созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки.

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка.

(Лук)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи.

(Капуста)

Я и черный, я и белый,

Я и ловкий, я и смелый,

Я без лестниц, без ступеньки

На любую влезу стенку.

Ус зелененький завью,

 В грозди солнышко налью

И ребятам-малышам

Все до капельки отдам.

(Виноград)

К. Тангрыкулиев

Было зеленое платье атласное.

Нет, не понравилось, выбрала красное,

Но надоело платье и это,

Платье надела синего цвета.

(Слива)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут

Сорвала я стручок,

Что за зонтики растут?

Наша внучка морщит лоб.

Это, милая... (укроп)

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

— Вылезай на свет...

(морковка).

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

Верите — не верите,

Мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры,

На грядке...(помидоры).

А на этой грядке Разыгрались в прятки Зеленые хитрецы, Молодые... (огурцы).

Надавила на бочок. Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился...(горох)

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок

Под названьем... (кабачок).

Текст для пересказа

Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака.

Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.

По И. Соколову-Микитову

КАК ЯБЛОКИ СОБИРАЮТ ...

Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка — это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.

Б. Житков

Скороговорка

Груша, девочка мала,

Грушу-дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада.

                              С. Погореловский

Пальчиковая гимнастика

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.

(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас,

(Показывают 10 пальцев.)

А он один.

(Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.

(Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

(Загибают указательный палец.)

Эта долька — для утят.

(Загибают средний палец.)

Эта долька — для котят.

(Загибают безымянный палец.)

Эта долька — для бобра.

(Загибают мизинец.)

А для волка — кожура.

(Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда!!!

(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь — Кто куда!

(«Бегут» пальцами по столу.)

                    Народная считалка

Игры и упражнения «САДОВНИК»

Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить»

Мы вчера в саду гуляли,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали.

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы

Известью, белилами.

(Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор:

— Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

- Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

                     Г. Сатир

Игры и упражнения

«КАПУСТА»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Взрослый. Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Дети. Капуста!

Взрослый. Давайте, заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Перетерли,

(Хватательные движения обеими руками.)

Посолили

(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

(Отряхивают руки.)

Источники:

  1. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
  2. Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО ПРЕСС, 2004.- 528 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по лексической теме: «Овощи и фрукты» для детей старшей группы

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу.Упражнять в употреблении глаголов действия.Учить составлять описательные расск...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)...