Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Бажитова Наталья Петровна

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «ОСЕНЬ»

(старшая группа)

1. Словарь и словообразование

1. Предметней словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.

2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

3. Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным.

4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

5. Антонимы: 

  • холодный — теплый;
  • ранний — поздний;
  • пасмурно — солнечно

6. Словообразование:

1) прилагательных от наречий:

  • поздно — поздний;
  • хмуро — хмурое;
  • пасмурно – пасмурный;
  • дождливо – дождливый;
  • холодно – холодный;
  • рано – ранний;
  • ярко – яркий;
  • солнечно – солнечный;
  • ветрено – ветреный;

2) глаголов от прилагательных:

  • красный— краснеть;
  • желтый – желтеть;
  • рыжий – рыжеть;
  • белый – белеть;

3) прилагательных от существительных;

  • холод – холодный;
  • клен – кленовый;
  • осень – осенний;  
  • урожай – урожайный;
  • дождь – дождливый;
  • ягоды – ягодный;
  • грибы – грибной;
  • листва – лиственный;
  • школа – школьная;
  • лес – лесной;

4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный);

5) существительных от существительных:

  • гриб —   грибник;
  • ягоды — ягодник;
  • лес – лесник;
  • дождь – дождевик;
  • школа – школьник;

6) сложных слов (листопад).

7. Подбой родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.

8. Многозначность: лист, ножка, шляпка.

2. Грамматический строй

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.

2. Образование множественного числа существительных:

  • лист – листья;
  • гриб — грибы;
  • дождь – дожди;
  • школа – школы;
  • ягода – ягоды;
  • листопад листопады;
  • урожай – урожаи;
  • ящик – ящики;
  • мешок – мешки;
  • корзина – корзины; 
  • ведро – вёдра;
  • лукошко – лукошки;
  • стая – стаи;
  • берлога – берлоги;
  • еж – ежи;
  • белка – белки;
  • медведь – медведи;
  • заяц – зайцы;
  • плащ – плащи;
  • куртка – куртки;
  • сапог – сапоги;
  • портфель – портфели;
  • грибник – грибники;
  • зонт – зонты;
  • лист – листья;
  • лес – леса;

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. 

  • один гриб – мой гриб – много грибов;
  • одно лукошко – мое лукошко – много лукошек;
  • одна ягода – моя ягода – много ягод;
  • один дождь – мой дождь – много дождей;
  • одна берлога – моя берлога – много берлог;
  • одно ведро – моё ведро – много вёдер;
  • одна стоя – моя стая – много стай;

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).

— Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»:   в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...).

— Соберем урожай (предлог «в»:   в мешок картошку, в ящик помидоры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...).

— С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины...).

3. Развитие психических функций

1. Загадки о предметах по теме.

2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Ассоциативная цепочка к слову «осень»  (лист, лужа, гриб, корзина...).

4. Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки).

5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).

6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву):

7. Определи предмет по части.

8. Узнай предмет по контуру.

9. Проблемные вопросы:

— Как сохранить воспоминания об осени?

— Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки?

— Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер?

— Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?

10. Объясни значение выражений:

— Сесть в лужу.

— После дождичка в четверг.

— Дрожит, как осиновый лист.

4. Связная речь

1. Экскурсия в лес.

2. В лес с корзинкой.

3. Осень в городе.

4. Докажи, что на картинке осень.

5. Как звери готовятся к зиме?

6. Труд взрослых осенью.

7. Игры детей осенью.

8. Рассказы по темам:

— Признаки осени.

— Ранняя осень.

— Золотая осень.

—        Поздняя осень.  

—        Если бы я был листиком...

— Сказка о путешествии листочка.

5. Развитие графических навыков

Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.

Стихи

ДУБ

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

И. Токмакова

ОСИНКА

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки —

Надо согреться

Бедной осинке.

И. Токмакова

ОСЕНЬ

Что ни день — то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей...

Что ни день — то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет...

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

И. Мазнин

ЖУРАВЛИКИ-ЖУРАВЛИ

Жулавлики-журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавлики-журавли.

М. Шпак

ОСЕНЬ

Если встанешь на заре —

Крыши в сером серебре...

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если встанешь поутру —

Галки стынут на ветру...

Вьются над парами

Вслед за тракторами

Разгуляется денек,

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь: на припеке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь

Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой помятой.

Только этому не верь, —

Осень все-таки теперь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если встанешь ввечеру —

Галки стынут на ветру,

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Е. Благинина

ОЗОРНИКИ

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь —

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, —

Дождь из листиков и я.

Л. Разводова

***

Ах, осень, осень,

Кем ты послана?

Пришла...

Не сгинула в пути,

Ну, что стоишь,

Желтоволосая?

Располагайся.

Проходи.

Горбовский

Загадки

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют.

(Листья)

Дни стали короче

Длинней стали ночи.

Урожай собирают.

Когда это бывает? (Осенью)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

— И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

 (Осенью)

Кто там топает по крыше?

— Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

— Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли

— Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

— Топ-топ-топ.

(Дождь)

Пальчиковая гимнастика

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

- Ох!

(Один хлопок.)

И ушел. Газон засох.

(Ритмичные хлопки по столу.)

Игры и упражнения «ЛИСТЬЯ»

Координация речи с движением

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

        

Источники:

  1. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
  2. Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.- 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для повторения лексической темы "Осень". Старшая группа с ОНР.

Материал для повторения лексико- грамматических категорий по теме "Осень" в старшей группе для детей с ОНР...

Собственная методическая разработка по лексической теме:"Осень"(старшая группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе "Осень"Цель:. Уточнить и расширить представления об осени и ее приметахЗадачи:1. Коррекционно-образовательные·...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)...